Символы русского предпринимательства
Символы русского предпринимательства
Если при Петре I свобода торговли ещё как-то ограничивалась, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения «разрешительных указов» на открытие предприятия и его обустройство. Екатерина II создаёт самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введение полной свободы торговли.
В 1785 году российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. К первой – относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право создавать фабрики и заводы. Ко второй гильдии относились купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой и розничной торговли в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати, а также от личной рекрутской повинности. Введено было и понятие «именитый гражданин». По статусу он находился выше купца первой гильдии, так как должен был обладать капиталом в 100 тысяч рублей. «Именитые граждане» получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики. Вообще в течение XVIII века количество промышленных предприятий увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи.
Предприятия уральских предпринимателей и, прежде всего, демидовские заводы стали материальной базой стремительного рывка России в XVIII веке. Русские предприниматели имели огромный успех в технической области. Чёрная металлургия России была самой передовой в мире. Уже первые уральские домны, построенные на заводах Демидовых, оказались значительно крупнее, продуктивнее и экономичнее английских, которые в то время считались лучшими.
Активным внедрением технических новшеств русское промышленное предпринимательство характеризовалось и в других отраслях, нередко опережая лучшие достижения мировой технической мысли. К таким новшествам относятся: двухцилиндровая паровая машина, созданная механиком-самоучкой Иваном Ползуновым в 1765 году, совершенный копировальный токарный станок с механическим суппортом, заменяющим руку человека, который изобрёл механик Андрей Нартов, чесальная и прядильная машины, прокатные валки и станы и многие другие.
Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплочённостью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой. Так, в районах старинного ткачества посадские и крестьянские дети, начиная с кустарной светёлки ручного ткача и набойщика, постепенно создают крупные текстильные предприятия.
Крепостной графа Шереметева Григорий Бутримов в 1741 году основал текстильную мануфактуру, на которой работали вольнонаёмные работные люди. Мануфактура при нём быстро расширялась
Крепостной крестьянин Иван Гарелин сначала занимался посреднической торговлей полотнами. К 1765 году он накопил достаточно денег и купил полотняную мануфактуру. Его наследники значительно приумножили дело. В 1817 году чистая прибыль предприятия приближалась к 50 тысячам рублей, а в 1828 году Гарелины выкупились на волю, хотя были принуждены помещиком оставить в его собственности и мануфактуру, и дома с хозяйственными постройками, и более 700 десятин земли. Кроме того, помещик требовал с них 25 тысяч рублей наличными. Тем не менее, Гарелины в 1837 году выкупили у помещика своё предприятие, переоборудовали его, сделав одним из самых передовых в России и Европе.
В промышленности сложилось разделение сфер предпринимательства. С одной стороны, развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого горожанина, дворянство, царский двор, вывоз за границу, а с другой – бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы.
Домашняя крестьянская и кустарно-ремесленная промышленность удерживала значительную часть покупательского спроса простого народа, потребности которого крупная промышленность не могла выполнить или считала невыгодным.
Между крестьянской и крупной промышленностью постоянно шла конкурентная борьба. Крестьяне, работавшие на дому, и кустари зачастую были и продавцами своих изделий, что позволяло им ещё более успешно конкурировать с крупной промышленностью.
Развитие частной инициативы путём отмены различных ограничений и запретов сопровождалось активной государственной политикой таможенного тарифного регулирования, имеющей преимущественно охранительный характер. Это означало ограничение допуска на русский рынок товаров, которые были способны серьёзно конкурировать с отечественными.
Символом русского предпринимательства XIX века стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальник семьи Савва Морозов, крепостной крестьянин, работал ткачом на фабрике, а через некоторое время он сам стал владельцем шелкоткацкого заведения. В 1820 году Савва Морозов вместе с сыновьями за 17 тысяч рублей получает вольную. За последующие двадцать лет Морозовы создали четыре хлопчатобумажных фабрики, которые во второй половине XIX века превращаются в четыре огромных фирмы. Перед революцией собственные капиталы семьи составляли более 110 млн. рублей.
подготовил: Валерий Будумян