Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Термодинамика Анатолия Дроздова. Успешные компании!

плакат Ямал Анатолия Дроздова
17 августа, 2017 3792 Просмотра
Поделиться

Термодинамика Анатолия Дроздова

 

Анатолия Дроздова

Сейчас много говорят о том, что технологическое отставание России грозит её суверенитету и несёт угрозу безопасности. Что в технологическом предпринимательстве рисков больше, чем в обычном бизнесе. Как в этих условиях выживает бизнес, делающий ставку на инновации?
Об этом мы беседуем с Анатолием Павловичем Дроздовым, директором ООО (НПП «ТАИС»). Инженер и рационализатор, обладатель федерального сертификата «Специалист года – 2016», успешный бизнесмен Анатолий Дроздов принадлежит к научно-технической элите, которая помогает стране удержать мировое лидерство в ряде областей, в том числе в космических разработках.

– Анатолий Павлович, Ваше предприятие отмечает своё 25-летие. Для бизнеса выстоять в череде реформ и кризисов – это уже достижение. Наверное, пришлось хлебнуть лиха?

– Путь, который мы прошли, был тернистым и, не сгущая краски, скажу – очень тяжёлым. Образно говоря, работали как рабы на галерах. Правда в том, что в тяжёлые годы перестройки, дефолта и реформ производство было забыто государством.

Начинали бизнес не от хорошей жизни – зарплату не платят, карточки, реальный голод, беда. Надо было спасать семьи. Мы – группа молодых инженеров – решились. Самое трудное было найти деньги на учредительный взнос, для нас практически неподъёмный (две-три месячные зарплаты). Но нас уже нельзя было остановить. 10 марта 1992 года в г. Химки, Московской области было основано и зарегистрировано товарищество Научно-производственное предприятие «Тепловые агрегаты и системы», учредителями которого кроме нас стали ведущие специалисты российских предприятий и даже отделения РАН, работающие в области теплофизики и занятые производством первого поколения тепловых труб. Состав учредителей насчитывал 46 физических лиц. Мы были молоды (средний возраст 33 года), среди нас были большие специалисты, нас объединила идея спасти производство, наработанный десятилетиями опыт и воплотить свои замыслы в жизнь – вопреки всему. Всем нам, кроме того, тогда ещё надо было выжить. В то время пессимизма, мы отводили себе скромное место в бизнесе, рассчитывая на срок не более пяти лет. Оказалось, что мы необходимы, мы стали чуть ли не монополистами в отрасли. Уже тогда технология изготовления даже простых тепловых труб на специализированных предприятиях была практически утеряна, их кадры ушли. Более семи лет мы давали работу и платили зарплату нескольким коллективам различных предприятий, спасая их от развала.

В каждом деле существуют свои лидеры и идеологи. Мы объединили сильных, талантливых и амбициозных специалистов, выкупили у Института теплофизики патент на изобретение, изготовили действующие образцы и показали их на выставках. Мы участвовали во всех российских и международных конференциях, наши изделия произвели фурор. Но они не были востребованы промышленностью, которая оказалось просто не готова к подобным революционным инновациям. Реализация идей и технологии казалась тогда невозможной.

Я обратился в ВОИР (было такое Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов), чтобы попытаться оценить нашу интеллектуальную собственность, прихватив наш патент. Меня встретила милая женщина, выслушала и… расплакалась. Успокоившись, она сказала, что думала, что Россия уже развалилась. А тут мы со своими идеями. Фамилия этой женщины Т. Л. Курашова, имени я, к сожалению, не запомнил. Такие люди нам по жизни очень часто помогали, спасибо им. Право на объект интеллектуальной собственности нам тогда описали Актом независимой экспертизы патента на изобретение «Теплопередающее устройство» и оценили в сумму 58 334 долларов США – сумасшедшие деньги для нас тогда, но они были только на бумаге.

123

Спустя семь лет, в 1999 году, когда я пришёл перерегистрировать нашу компанию в ООО, нас оставалось 29 человек, часть людей отделились, раскрутив одно из направлений. Сотрудники регистрационной палаты недоумевали, как мы ладим друг с другом, когда и двое компаньонов не всегда уживаются.

Да, нас было ещё много, но мы верили в общее дело. Мы были немного идеалистами, считали себя хозяевами своей страны, и нас тянуло в космос – без преувеличения.

Однако жизнь нас постоянно «приземляла». В то же время бесчисленные контролирующие и фискальные органы в любое время могли повесить замок на дверь нашей компании, буквально лишали возможности вести бизнес. Нас пытались закрыть множество раз. Когда налоговая насчитала налогов и штрафов больше нашего годового оборота, я в сердцах сказал: забирайте всё, уйдём в Москву и налоги будем платить там. Отстали. Можно, оказывается, и наехать, и отпустить. Чтобы рубить сук, на котором сидишь, ума не надо, а вот построить новый мир, создать технологию, производство, чем можно гордиться – это дано не каждому.
– Что Вы считаете важнейшим достижением компании, чем можно гордиться?

— Компания за это время не только сохранила научно-технический и интеллектуальный потенциал, но и развила наукоёмкую тематику в области производства тепловой техники, тепловых труб и двухфазных систем, вывела данный класс продукции на уровень, не уступающий мировым аналогам. Накоплен большой опыт, в том числе в разработке и производстве агрегатов СОТР (систем обеспечения теплового режима) космического назначения, устройств на их базе для потребностей народного хозяйства.

Но путь к этому был долгий. Мы используем разработку, созданную давно и не востребованную целых 25 лет! Лично я объездил практически все предприятия отрасли, и никому не нужна была такая технология. Преобладали жидкостные и газовые (так называемые самоварные) конструкции. Над этим трудились крупные подразделения, сотни работников, а тут 20 человек хотят перевернуть весь мир… И только в последнее время наши разработки стали находить право на жизнь, более того – они стали незаменимы в космических аппаратах нового поколения.

– Какие преимущества имеет созданная Вами технология, в чём её принципиальная новизна?

плакат Ямал Анатолия Дроздова– Мы предложили совершенно новый класс теплопередающих устройств. Мы создаём служебные системы, обеспечивающие тепловой режим работы приборов и аккумуляторных батарей, так называемые сотопанели и радиаторы. Наши конструкции обеспечивают комфортные температурные условия для функционирования приборов в космосе. Создан целый ряд аксиальных тепловых труб, в которых капиллярные структуры сами смачивают внутренние поверхности теплоносителем (вода, пропилен, аммиак) и мгновенно отводят тепло. Чудо происходит само собой по законам термодинамики! Наша конструкция пассивна, спокойна, не гудит и никак не влияет на аппаратуру. Сотопанели позволяют значительно снизить массу КА в целом, уменьшить его размеры, удешевить производство и запуск аппарата в космос. А главное – обеспечить безопасность работы объекта в условиях космоса на совершенно новом уровне.

– Вашей компании удалось довести идею до производства. Для кого Вы работаете, кто Ваши партнёры?

– Найти тех, кто реализовал бы наши разработки и внедрил их в практику, было очень сложно. Но теперь мы востребованы. Наши планы сегодня расписаны на годы вперёд, мы плотно сотрудничаем с многими ведущими предприятиями отрасли, создающими космические аппараты нового поколения. Это ПАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королева, АО РКЦ «Прогресс» г. Самара, АО ВПК «НПО машиностроения» г. Реутов, ПАО «Сатурн» г. Краснодар и многие другие предприятия.
Знаковый момент – 28 апреля 2016 года (кстати, в день моего юбилея) осуществлён первый запуск с космодрома Восточный корабля «Союз 2-1а», который вывел на орбиту спутник «Аист-2Д» с нашими сотопанелями и новейшими сверхлёгкими солнечными панелями. Это эпохальное событие для нашей организации. Итог 25-летия. Это настоящее достижение, действительно достойное гордости.

– Можно ли использовать Ваши разработки в «земной» промышленности, в народном хозяйстве?
– Мы хотели заниматься не только космосом, но и земными проблемами – альтернативными источниками энергии и энергосбережением, производством теплообменных устройств, холодильного оборудования, системами получения, преобразования и передачи тепловой энергии и т. д. Научные и исследовательские разработки, с которых мы начинали, нашли применение в первую очередь в наших космических изделиях. Произошла как бы конверсия наоборот. Тем не менее и народное хозяйство может широко их использовать. Один из ярких примеров – гелиоустановка для нагрева воды в условиях Антарктиды. Она была реально испытана в экстремальных условиях, при – 60°С, на солнечной энергии растопила лёд и почти вскипятила воду в своём ранце. Полярники на ней жарили шашлыки на морозе. Казалось бы, сумасшедший успех, экологичная энергия на экологично девственном материке. Но это не востребовано!
Данную систему можно использовать не только в мороз, но и для жарких широт во всех странах мира. В Турции и Египте все крыши покрыты теплообменниками, мы сможем составить им конкуренцию, но… Всё схвачено. На мировой рынок нас не пустят, а в стране сегодня инвесторов найти практически невозможно.
Созданные нами гелиоустановки на базе контурной тепловой трубы могут широко использоваться в народном хозяйстве (для таяния снега, нагрева воды, обогрева помещений и т. д.). Другие разработки – насос, работающий от энергии солнца, термоэлектрический холодильник (для минибаров), портативная солнечная кухня для приготовления пищи в любых труднодоступных местах, хоть на плоту посреди озера или океана…

– Можно ли подвести некоторый итог 25-летней деятельности компании?

– Основным нашим достижением считаю переход ряда предприятий космической отрасли России на перспективные и лёгкие корпуса КА с использованием трёхслойных тепловых сотовых панелей с аксиальными тепловыми трубами и теплопроводами радиаторов на базе контурных тепловых труб. Возможно, в будущем им на смену придёт другое решение, но сегодня без наших панелей и труб не обойтись. Я горжусь, что участвовал в этом событии, и жизнь моя проходит интересно и не зря.

Как-то услышал очередное выступление В. В. Путина, где он сетовал на одну из проблем. Будучи молодым офицером, он охранял технические секреты и новые разработки, а став Президентом, оглядевшись, спросил: «А где всё это?». Потом сам же пояснил, что это было связано с тем уровнем производства, которое было не готово их применить.

Мне сразу захотелось закричать: «Владимир Владимирович, вот они мы! Мы сберегли и применили это, мы смогли!» За все эти годы ни один банк не выдал нам ни одного коммерческого кредита, всё созданное оборудование – это в счёт заработанной за десятилетия прибыли. Учредители, а нас осталось сегодня 15 человек, получили дивиденды один лишь раз на 10-летие «ТАИС». Все средства уходили и уходят на развитие производства. Впрочем, мы не жалуемся, просто сетуем. Выполняя заказы, мы всё же получали не высокую, но стабильную зарплату, а это тоже неплохо.

Из истории известно, что Крузенштерн совершил кругосветное путешествие, которое для тех времён сравнимо с космической программой сегодня. А ведь его заслуга была в том, что, не разрывая на себе тельняшку, не совершая ненужных подвигов, он сделал для России больше, чем иные крикуны.

Беседу вел: Валентин Вальков
Фото: Сергея Микляева

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр