Вернуть изначальный смысл слову благотворительность.
Вернуть изначальный смысл слову благотворительность.
Какой он, возраст успеха? Кто-то скажет: тридцать пять, кто-то – сорок, и вряд ли кому-либо придёт в голову образ девяностолетнего человека. Именно столько в нынешнем году исполняется создателю и бессменному руководителю Российского общественного благотворительного фонда ветеранов войны, труда и Вооружённых сил Алексею Емельяновичу Соколову.
Старый человек всегда обособлен
«Старикам везде у нас почёт» – эти слова советской песни сегодня могут вызвать разве что горькую усмешку. Не то что почёта, но даже просто достойных условий жизни лишены в наше время многие тысячи ветеранов. К сожалению, в эпоху перемен и экономических потрясений эти люди оказались самыми незащищёнными.
– Старый человек всегда обособлен, оставлен наедине с самим собой, – с горечью констатирует Алексей Соколов. – Другие в семье озабочены зарабатыванием денег, им не до него, государственной же помощи – жалкие крохи, на неё рассчитывать не приходится. Вот и выходит, что наш фонд, помогая ветеранам, берёт на себя функции и семьи, и государства.
Отделения фонда сегодня работают в 56 регионах России, занимаясь самыми разными проблемами своих подопечных. Оказывают материальную помочь домам ветеранов и детским домам, помогают непосредственно гражданам деньгами, продуктами и одеждой, дарят бытовую технику, ремонтируют жильё. Многие ветераны нуждаются в лекарствах, протезах и инвалидных колясках, квалифицированном медицинском обслуживании, жизненно важных операциях – фонд содействует и в этом тоже. Сотни ветеранов ежегодно направляются за счёт средств фонда на санаторно-курортное лечение.
Не хлебом единым
Не менее нужной для ветеранов, чем материальная помощь, Алексей Соколов считает духовную поддержку. Фонд организует встречи однополчан, празднование памятных дат, выписывает для своих подопечных газеты и журналы. Огромное впечатление на пожилых людей оказывают просмотры кинофильмов и театральных спектаклей.
– На них это действует как заряд энергии, люди просто преображаются, – рассказывает Алексей Емельянович. – Представляете: попасть, к примеру, в Большой театр, где, быть может, ты не был ни разу в жизни! Ведь потом воспоминаний и рассказов хватит на многие годы.
К нематериальной помощи можно отнести и юридическую поддержку – фонд помогает ветеранам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, решать вопросы в суде и других государственных инстанциях, добивается выделения положенных по закону выплат и льгот, реализации других прав, отстаивать которые пожилой человек бывает просто не в состоянии. К сожалению, порой приходится защищать ветеранов и от их собственных детей.
– Бывает, что пожилых в семье третируют, унижают, лишают элементарной заботы, – сокрушается Соколов. – К сожалению, уважение к старшему поколению перестало быть безусловным законом в наших семьях. А надо бы, как у горцев, чтобы старший оставался главой семьи до конца жизни. Тогда и всё общество имело бы твёрдую основу.
Чтобы не рвалась связь поколений
У руководителя благотворительного фонда болит душа не только за то, что многие люди старшего поколения сегодня оказались за чертой бедности. Едва ли не больнее их ранит невостребованность в обществе, пренебрежение их опытом, знаниями и житейской мудростью. Он уверен, что многие из тех, кто сегодня в забвении влачит стариковское существование, могли бы очень пригодиться и на производстве, и в государственных структурах в качестве консультантов.
– Нынешним руководителям всех уровней очень недостаёт опыта старых специалистов, из-за этого случаются проколы, – считает Алексей Емельянович. – А ведь связь поколений – основа, без которой общество не может двигаться вперёд.
Нужна государственная поддержка
Одним из таких «проколов» можно на полном основании считать политику государства в отношении благотворительных организаций и благотворительности как таковой. Казалось бы, коль скоро само государство не в состоянии финансировать благотворительность в должном об’еме, оно должно поддерживать тех, кто на благое дело деньги даёт, а также тех, кто эти деньги собирает и распределяет по назначению.
Поддержка может проявляться в виде законов, устанавливающих определённые льготы как фондам, так и благотворителям. Но в реальности этого не происходит, и стимулы для благотворительности в законах практически отсутствуют. Мало того, упраздняются некоторые льготы и разрешения, имевшие место ранее. Соколов приводит такой пример.
– В конце 2013 года Дума запретила все негосударственные лотереи. Это больно ударило по многим благотворительным организациям, в том числе и по нашему фонду. Ведь благотворительные лотереи приносили немалый доход, и после запрета на них финансовые возможности для помощи ветеранам резко сократились.
Творение блага
Но Российский общественный благотворительный фонд ветеранов войны, труда и Вооружённых сил продолжает свою работу, ищет и находит новые источники финансирования, новых благотворителей. Деятельность фонда отмечена многими дипломами и бесчисленными благодарностями. Среди оказавших помощь фонду самые крупные и авторитетные компании: Внешэкономбанк, Юникредитбанк, ОАО «АК Транснефть», ООО Авангард (Санкт-Петербург), ООО КБ «Интеркоммерц», галерея «Времена года» и многие другие.
Так можно ли назвать Алексея Емельяновича Соколова успешным человеком? Нет у него ни особняков, ни дорогих автомобилей, ни яхт, ни миллионных счетов в банке, зато есть тысячи и тысячи благодарных людей, для которых его фонд стал помощником и спасителем. А дело, которым он занимается вот уже 23 года, носит название, смысл которого «творение блага». И нет большего успеха в жизни, чем такое благо сотворить.