Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Пришелец из будущего, или Караван историй

21 января, 2022 1398 Просмотров
Поделиться

Нет памяти о прежнем, да и том, что будет,

не останется памяти у тех, кто будет после.

Экклезиаст.

 

Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество

или иметь другую историю, кроме истории наших предков.

А. С. Пушкин.

 

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

Б. Пастернак

 С детства история была для меня любимым предметом. Всегда зачитывался книгами и статьями о прошлом. История – это жизнь народа, она складывается из годов, десятилетий, веков, но также из мгновений жизни выдающихся деятелей и множества простых людей. Я и сам попадаю в разные истории, иногда записываю их для памяти. Но в последнее время приключения идут чередой, одно за другим, и, вляпавшись в одну историю, не успеваю прийти в себя, как снова попадаю в другую. Прямо-таки караван историй. Иногда теряю ощущение реальности, лишаюсь опоры во времени и пространстве, вынужден остановиться и спросить себя: где я? Куда я попал?

История первая. Антитело

Вот недавно соседка сообщила, что в наш магазин привезли ветчину из курицы, которую я очень люблю (отличная закуска к рюмке крепкого). Тут же пошёл в магазин и попросил нарезать двести граммов. На что продавщица строго заявила:

– Без маски не обслуживаем!

Я про маску забыл, но мне не понравился её тон, и я в ответ начал врать: переболел ковидом, меня вылечили в стационаре, но лёгкие ещё не восстановились, мне трудно дышать, и врач не советовал мне носить маску, пока дыхание не войдет в норму.

– Без маски не обслуживаем! Тем более вы заразный!

Глотаю оскорбление. Стал доказывать, что меня вылечили и я безопасен для окружающих. Но продавщица упёрлась. Все, кто меня знает, скажут, что я смирный и покладистый человек, из меня можно верёвки вить, но задел этот тон, и я полез в бутылку. Я, говорю, и ВИЧ перенёс, а ещё и гепатит, у меня есть антитела, но никогда со мной в магазине так не обращались. У неё округлились глаза:

– Сами вы антитело! – И она заорала: – Охрана! Выведите этого проказу, он без маски!

Тут подошла женщина в форме охранника и попросила меня покинуть торговый зал. Стал объяснять ей, что я выздоровел и не опасен для окружающих, но она и слушать не хотела, брезгливо двумя пальчиками взяла за рукав и потянула к выходу. Она была представитель закона, я немею перед законом, пришлось подчиниться и уйти без закуски.

Из одной истории я попал в другую, похлеще и покруче, о которой речь впереди.

История вторая.  «Повесть временных лет»

У себя дома я консерватор, поклонник старины и русской истории. Но на работе и на людях я сторонник свободы, между «своими» слыву даже демократом и либералом. Женщины сравнивают меня с Жириновским, в шутку разумеется. Скажу по секрету, это мне льстит. Что ж, думаю, не выберут же меня из-за этого в Думу. Зато «без драки могу попасть в большие забияки». Не знаю, почему я стал либералом и демократом, но вовсе не из-за наклонности к протестам, чего у меня нет, а потому, что с юношеских лет «ждал перемен».

Во время перестройки я трепетал при словах «гласность», «свобода слова», «права человека» и т. д. Даже и сегодня, когда всё уже свершилось и желать больше нечего, я всё-таки не прочь посочувствовать тем, кто продолжает желать перемен, вместо того, чтобы работать и творить эти перемены в своей личной и общественной жизни.

В этот раз я включил телевизор, где показывали ток-шоу, на котором разгорелись споры о прошлом. Эксперты, называвшие себя историками, выдвигали свои версии, в которых выдавали за истину собственные понятия и предположения. Среди них были наши патриоты и либералы, украинцы, немец и поляк. Причём говорили горячо, все сразу, стараясь перекричать друг друга.

Никто с мнением прочих не соглашается, какая-то словесная перепалка. Вот кто-то вскакивает и кричит криком, захлёбывается, размахивает руками, а рядом двое других тоже начинают захлёбываться и махать руками. Спорщики распекают друг друга, уличая в неправоте, ещё один в углу выкрикивает реплики, пытаясь вклиниться и указать спорщикам на их заблуждения. Прочие также попеременно осаждают ораторов и буквально не дают сказать слова. У всех глаза горят, голоса надорваны. Среди общего гула слышны фразы:

– Россия стоит вторую тысячу лет!

– Норманнскую теорию никто не отменял!

– Древние укры выкопали Черное море!

– Московское княжество было создано Ордой для сбора дани!

И еще: Киевская Русь, князь Галицкий, философ Сковорода, Леся Украинка…

Меня эти споры, скажу честно, задели. Значит, дело не в свободе слова, которой у нас, судя по телевидению и печати, хоть залейся. Мало того, что патриоты схлестнулись с либералами, не обходится без гостей, сугубо токсичных для нашей публики. Наши телевещатели понятия не имеют о политкорректности. Один немец так и сказал: на вашем телевидении я могу критиковать Путина, но у себя в Германии не могу критиковать Меркель. В передачах и статьях имя Россия употребляется в основном в сочетании со словами «отсталая», «немытая», «агрессор», «оккупант», слово Родина стало чуть ли не зазорным. Любую собаку пустят на экран, чтобы она лаяла на Россию. Открыто кричат нам, что Россия – историческая периферия, несправедливо владеющая огромными пространствами, и её лучше бы развалить – так прямо говорят в лицо миллионам телезрителей. Выражение «историческая периферия» меня и задело, и я решил обратиться к истории, копнуть поглубже, с самого начала.

Скачал в интернете «Повесть временных лет» и принялся читать летопись Нестора. История Древней Руси начинается с 6360 года от сотворения мира, т. е. с 852 года от рождества Христова. Центром стал Киев, но был и другой центр, столь же древний – Новгород, впервые упоминается с VI века. А ещё до Москвы были крупными центрами первоначальной Руси города Владимир и Суздаль, Ростов Великий, Смоленск, Ярославль…

История третья. Господин Великий Новгород

История не течёт плавно, как река. Размеренный ход времени периодически нарушают бедствия, кризисы, бунты, нашествия, войны, революции. Тогда общество круто меняется. В истории для любых поворотов нужен толчок.

Такой толчок испытал и я в своих поисках. Толчок был сильный, я на мгновение потерял сознание, но потом очнулся и воспарил, полетел через время и пространство. Наконец, не помню когда и как, опустился на землю.  Передо мной высокая стена, широкие ворота, у входа стоят вооруженные стражники. За стеной возвышаются каменные палаты и купола храма. Подхожу к стражникам:

– Скажите, любезные, где я?

– Нешто не видишь? Это дворище Великого князя Ярослава Владимировича.

Не может быть! Княжий двор Ярослава Мудрого, правившего на Руси тысячу лет назад!  Неужели я каким-то образом угодил в такую бездну веков! Во мне взыграло любопытство, спрашиваю:

– А где я, в Киеве?

Стражники загоготали:

– Да ты с луны свалился, что ли? Экой дурень! Не видишь, что ли, это же Господин Великий Новгород, престол Ярослава Владимировича!

Недоумеваю: так он же Киевский…

– Киевский и Новгородский, Великий князь единой Русской земли.

Даже если бы тут оказался Александр Македонский, у меня так не перехватило бы дыхание, как сейчас. Это же какая возможность для журналиста – побеседовать с одним из основателей Руси, великим творцом истории, жившим тысячу лет назад! Коллеги лопнут от зависти. И я воскликнул:

– Могу я видеть Великого князя?

– А пошто он тебе надобен, убогий?

– Хочу взять у него интервью, – сорвалось у меня по привычке.

– Взять у государя ничего нельзя, у него можно только нижайше попросить.

– Виноват, хочу попросить у него дать мне интервью.

Старший стражник говорит другому: поди доложи, что у ворот задержан какой-то нахальный пришелец, хочет у государя что-то взять, непонятно что. Узнай, что прикажет Великий князь – гнать его в три шеи, или впустить?

Сию минуту стражник вернулся и сказал мне:

– Велено впустить, идём со мной. Не вздумай шалить, отведаешь моего бердыша.

История четвертая. Аудиенция

Через минуту я стоял перед Великим князем, не веря своим глазам. Ярослав, пожилой, но не старый ещё человек, в простом облачении, не строгого вида, испытующе глядя на меня, произнес:

– Кто ты? Какой веры? Зачем пришёл, сам надумал или кем послан?

Преодолев робость, отвечаю:

– Великий княже, я посланец из будущего, крещён в православной вере…

– Из какого будущего? Из которого года от сотворения мира?

– Из 2021 года от рождества Христова.

Князь задумался, наморщил лоб, сосчитал:

– Значит, из 7529 года от сотворения мира? Чудно. Сейчас 6544 год, значит, ты перелетел через тысячу лет. И что же, мир за это время уцелел, и не было конца света?

Отвечаю – конец света был, и не раз, но мир уцелел.

– Чудны дела Господни, велико его могущество, ничтожен пред ним человек. И что же ты хочешь узнать?

– Меня интересуют корни, откуда есть пошла Русская земля, почему она так велика и сохранила единство, несмотря на междоусобицы и нашествия.

Велика Земля Русская, собранная моими предками, – ответствовал Великий князь.Они были славными воинами и мудрыми правителями, превосходившими многих королей Европы, чьи государства имели более долгую историю. Я продолжаю их великое дело по собиранию земель и укреплению единства. Надеюсь, таковыми будут и мои потомки.

Земля наша раздроблена, управлять обширной территорией из одного центра невозможно из-за больших пространств, конным и пешим ходом преодолевать их весьма трудно. Бездорожье, непроходимые леса и болота, долгая зима, когда встают реки. Но своя сторона не бывает холодна. Это одно единое Отечество, русскими княжествами правит одна династия, которая в словах горда, в делах тверда. Чтобы сохранить единство, я установил престолонаследие, сохраняющее принадлежность власти Рюриковичам. Одна династия и одна вера – символы единства Земли Русской.

– Великий княже, как же управлять двумя стольными городами, между которыми тысяча верст и много дней пути?

– Верстой далеко, да сердцем близко. Для меня и Новгород, и Ростов, где я княжил в молодости и тогда же основал Ярославль, и Киев – всё одна Русская земля, – ответствовал Ярослав. – И дед мой Святослав Игоревич, и отец Владимир Святославич, креститель Руси, также были князьями Новгородскими и в то же время Киевскими. Свой престол и двор пока держу в Великом Новгороде, по необходимости – требуют северные дела, замирение чуди. У моря Варяжского заложил я город Юрьев. Поладил с варягами, за норвежского короля выдал дочь. Теперь же снова восстали печенеги, поеду в Киев, спасать Русскую землю от разбоя кочевников. Оставлю на Новгородском престоле старшего сына Владимира.

Время наше беспокойное, угрозы для Руси идут с Востока и Запада, – продолжал Ярослав Мудрый. – В твёрдой защите Отечества полагаюсь не только на силу, но и на честные намерения, на соглашения с соперниками. На этом поприще можно добиться бόльших успехов, чем на поле брани. Императоры Византии и Священной Римской Империи, могущественные европейские короли почитают за благо иметь добрые отношения с Русью. Я породнился с царственными домами Франции, Англии, Венгрии, Швеции, Норвегии, Польши, сын мой Всеволод женат на дочери византийского императора Константина Мономаха Марии, внук мой Владимир будет прозываться Мономахом.

Тут Ярославу доложили о прибытии гонцов. Мне дали знать, что аудиенция окончена. Завершая разговор, Великий князь сказал:

– Я завещал сыновьям хранить единство Руси. Буду молиться Богу, чтобы во все времена народы Великой, Малой и Белой Руси хранили единство, прежде всего духовное.

История пятая. Реанимация

Покинув княжий двор, я перелистывал в памяти страницы летописи Нестора. В память о победе над печенегами Ярослав заложил собор Святой Софии в Киеве, затем приехал в Новгород и вместе с сыном Владимиром также заложил Софийский собор, считая два стольных града равными. Оба собора, памятники древнерусской архитектуры, стоят и поныне.

Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах, архонт всея Руси, правнук Юрий Долгорукий, их родич Александр Невский и другие Рюриковичи княжили в Киеве и Новгороде, Владимире, Смоленске, Ростове и Суздале и других русских землях.

Киев ещё до нашествия монголов потерял свое значение, политический центр русских княжеств переместился на северо-восток, во Владимир. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский не захотел княжить в Киеве (не любил жары), стал Великим князем Владимирским, Русь «городами и сёлами застроил и многолюдною сделал», вместе с отцом отстроил Москву. Вскоре Киев, разрушенный Батыем, окончательно утратил первенство.

Остановившись на Батые, я услышал голоса ангелов и открыл глаза. Увидел себя в комнате с белым потолком, на котором сияли множество ламп, излучавших яркий свет. Надо мной склонились странные фигуры в скафандрах. Кто это – космонавты, инопланетяне?

– Ой, смотрите, очнулся, – сказала ангельским голосом инопланетянка. Другой инопланетянин, повыше ростом, склонился надо мной и спросил:

– Вы меня слышите? Не отвечайте, моргните глазами.

Я с трудом разлепил губы:

– Где я?

– Молчите, отвечайте только на мои вопросы. Вы в Склифосовском.

– Как я сюда попал?

– Это я у вас хотел бы спросить. Что же вы ходите по улице так неосторожно. В итоге – фейсом об асфальт, лицо всмятку. Вторые сутки в коме.

Ко мне вернулось ощущение реальности. Поющие ангелы – это медсестры, я в реанимации, голова забинтована. Отвечаю врачу:

– Я помню только толчок в спину, а дальше ничего не помню. В эмпиреях витал.

– Толчок был ещё тот. В вас врезался на скорости болван на моноколесе. Увернулся от одного, врезался в другого. Он тоже пострадал, но вас это не касается. Ваша проблема – не из лёгких. Тяжёлое сотрясение мозга, разбито лицо, как ещё лобная кость выдержала. Будем надеяться, мозг без повреждений. А пока – лежать и лечиться. В палату его!

________________________________

Итак, я попал в происшествие, от которого пострадал, идя по тротуару. Я в этом не виноват, но о случившемся не горюю. Зато, хоть и потерял на время сознание, оно продолжало работать, и я усвоил важный урок истории, навеянный чтением «Повести временных лет». Россия – не историческая периферия, а центр сложившейся новой цивилизации, ставшей мостом между Западом и Востоком.

История всегда будет интересовать нас, потому что она не набор дат и событий, легенд и версий, но, прежде всего, наставница жизни. Обращаясь к истокам, мы лучше понимаем, кто мы и где мы. Иногда мы как страусы прячем голову в песок, чтобы не видеть прошлое. Иногда – наступаем на грабли, думая, что мы умнее наших предков. Слушая чужие голоса, открыто враждебные или вкрадчиво льстивые, мы порой отвергаем своё далёкое прошлое. Но оно следует за нами, говоря нам, кто мы такие, продолжая учить нас. Будем помнить, что зная прошлое, мы станем лучше понимать своё настоящее и представлять своё будущее.

 

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр