Бабанкина Виктория Сергеевна — Трудности переходного периода
Руководитель направления роботизации бизнес-процессов и анализа, обработки данных, Проектный офис NFP, компания «Первый Бит»
Трудности переходного периода
Вопреки санкциям отечественный рынок программного обеспечения развивается успешно
Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов — одно из главных условий роста любой компании. Управление деятельностью требует чёткой отлаженности и оперативности. В этом помогает специальное программное обеспечение (ПО). О специфике и проблемах сферы импортозамещения продуктов информационных технологий рассказывает эксперт Виктория Бабанкина.
— Виктория, не секрет, что большинство программного обеспечения зарубежного происхождения становится недоступным. Насколько труден переход на отечественный продукт?
—Темпы перехода на российские программы набирают обороты. Особенно остро вопрос встал в 2022 году. Проблема импортозамещения затрагивает как компанию и интегратора, так и самого вендора. На пути перехода стороны сталкиваются с задачами функциональности продукта, пониманием приоритетов миграции, планирования и бюджетирования, поиска квалифицированной команды. В вопросах, которые появились, можно зарыться, если копать глубже…
— В чём заключается основная проблема ухода зарубежных компаний-вендоров с российского рынка?
— Здесь надо понимать, что пользование программным обеспечением предполагает срочную закупку лицензии на год, два, три. У компании близится окончание срока действия лицензии, вендор ПО ушёл, нет возможности продлить действие программ, на которых функционировал весь бизнес. Остановка процессов внутри, остановка производственной деятельности, как итог — простой и финансовые потери. Чтобы решить вопрос, необходимо провести срочное исследование и поиск альтернативы.
— В каком направлении решается вопрос о переходе на российское программное обеспечение?
— Для многих компаний установлены достаточно жёсткие сроки перехода на отечественное ПО — до 2024—2025 года. Мы наблюдаем инициативы Минцифры и указы Правительства РФ об ограничениях закупок или об отказе в использовании иностранного ПО для ряда организаций и о сроках перехода на использование российского ПО, внесенного в Реестр. Ищутся пути выхода в сотрудничестве с российскими вендорами либо, если это крупный холдинг, который имеет сильную команду ИТ, он создаёт собственные подразделения по разработке приложений для импортозамещения, в т. ч. платформу роботизации процессов.
— Если говорить простым языком: что на что мы меняем?
— Сегодня мало кто хотя бы раз не сталкивался с цифровыми технологиями, и при этом каждый привыкает работать на том или ином программном обеспечении, например, ERP, CRM-системы, приложения по работе с документами. Основная задача переходного периода заключается в том, чтобы в новом ПО сохранить специфику работы того, что было в уже привычных программных продуктах. Пользователю должно быть комфортно.
— Зарубежные программы развивались на протяжении десятилетий. Неужели за короткий срок можно создать своё не хуже?
— Мы понимаем, что за рубежом развитие шло на протяжении нескольких лет, имея огромное количество пользователей. Колоссальная обратная связь, которая и формировала и формирует по сей день вектор развития, как итог имеем текущие программные версии. Как подросток, который полон амбиций и энергии, но пока недостаточно жизненного опыта, так и отечественный продуктовый рынок не настолько зрелый и сейчас старается достичь определённой планки зарубежного опыта.
— Насколько важна обратная связь от пользователей при внедрении нового ПО?
— «Отзывы — это завтрак чемпионов» (Кен Бланшар). Да, безусловно важна. Но не менее важно успевать перерабатывать объём информации. Зарубежные технологии развивались последовательно, и обратная информация поступала постепенно в течение длительного времени, происходил естественный рост мощности продукта. Отечественный разработчик получает эту связь сейчас шквально, импульсивно. Поэтому вендор пытается балансировать и формировать стратегию развития продукта, довести его до отличного состояния.
— Готов ли российский рынок к стопроцентному замещению зарубежных аналогов?
— Думаю, можно пока говорить только об удовлетворении базовой потребности, которая есть у бизнеса. Вопросы «красоты», повышенной функциональности и других дополнений остаются на втором плане. Сейчас основной фокус — закрыть минимально-достаточную потребность, чтобы у наших клиентов не рушился бизнес.
— Можно ли говорить о том, что отечественный вендор разработку своего продукта начинает практически с нуля?
— Не сказала бы, любая команда, это, как правило, «выходцы» из проектов по работе с зарубежным ПО, которая решила делать своё. Поэтому разработка, как правило, основывается на полученном зарубежном опыте, по возможности лучшие практики появляются в отечественном продукте. Скорее, тут надо говорить о трудностях миграции от зарубежного продукта к отечественному.
— Например?
— Разный уровень зрелости ПО имеет влияние при переходе. Часто специалисты в работе сталкиваются с тем, что клиент хочет всё и сразу, чтобы продукт соответствовал тому, что у него было до перехода. Возникает вопрос: «Что для компании, которая строилась несколько десятков лет, критично во время перехода?» Важно выстроить дорожную карту. А дальше вопрос выбора, понимания критериев выбора ПО.
— Хватает ли кадров и возможностей для решения столь сложных задач?
— Кадровое голодание есть. Говоря о проектах импортозамещения, мы подразумеваем большие команды со стороны клиента, интегратора, вендора. Теперь задача — перевести на отечественное ПО большую часть компаний одномоментно. Сколько должно быть специалистов со стороны интегратора и вендора, если задачу нужно сделать здесь и сейчас? Казалось бы, просто набрать, нарастить команду, но какой бы ни был сотрудник квалифицированный, всегда остаются затраты на обучение, погружение и адаптацию.
— Команда, которой вы управляете, на что делает акцент в работе?
— На старте проекта мы всегда выполняем анализ существующего решения, так как моя команда знакома со спецификой работы зарубежных гигантов в программной роботизации. Мы можем правильно «прочитать» программный код и подход к решению задачи. При переходе и при вводе в промышленную эксплуатацию мы стараемся сохранить эффективность и скорость работы системы, к которым привык клиент. При этом понимая, что конфигурация зарубежного и отечественного продукта, хоть это и один и тот же сектор, различается, и можно выполнить задачу по-разному. Тут необходим баланс, компромисс между вендором, интегратором и клиентом.
— Наш традиционный вопрос: «В чём заключается ваш секрет успеха?»
— Вовремя понять, что тебе интересно. Знаю это на собственном опыте. По первому образованию я менеджер, работала в сфере подбора и управления кадрами. Постепенно у меня появились свои наработки в области автоматизации и роботизации бизнес-процессов. Стало очень интересно, и вот уже в новом направлении я выросла от разработчика до руководителя направления. Есть огромный интерес увеличивать масштаб технологического стека и наращивать свой опыт.
Беседовала Татьяна Гурышкина