Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Характеристика использования инвестиционных программ в железнодорожную сферу Норвегии и России.

31 октября, 2019 1074 Просмотра
Поделиться

П. С. Сидорова

Привлечение пассажиропотока с целью большего использования железнодорожного транспорта имеет важное значение для достижения цели более эффективной и экологически чистой транспортной системы страны. Для того, чтобы проезд по железной дороге пользовался спросом, предложение данной системы должно быть более привлекательным по сравнению с альтернативными видами транспорта.

Изучая особенности железнодорожной сферы Норвегии, стоит учесть то, что за национальную железнодорожную инфраструктуру Норвегии несёт ответственность государственная компания Bane NOR, которая находится в ведомстве министерства транспорта и коммуникаций. Целью Bane NOR является обеспечение доступной железнодорожной инфраструктуры, эффективности и удобства услуг, включая развитие узловых и грузовых терминалов. Bane NOR несёт ответственность за планирование, развитие, управление, эксплуатацию и техническое обслуживание национальной железнодорожной сети, управление движением и развитием железнодорожного имущества. Также она отвечает за оперативную координацию работы по обеспечению безопасности и ответственность за координацию аварийной готовности и кризисного управления. На современном этапе проводится так называемая железнодорожная реформа, которая должна обеспечить население и бизнес более эффективной транспортной системой, действующей ежедневно. Для реализации поставленной цели в железнодорожную сферу реализуются масштабные вложения.

Значительный эффект от инвестирований на территории Норвегии впервые был достигнут за счёт более масштабных изменений планов маршрутов. На участках, где были реализованы крупные инвестиции, предложение проезда несколько улучшилось за счёт ежегодного изменения в плане маршрута, но это только в том случае, когда инвестиции были объединены с масштабными изменениями базовых маршрутов.

В то время, когда были введены в эксплуатацию новые поезда, Норвежские государственные железные дороги значительно улучшили планы движения поездов для путешественников. Однако количество путешествующих на поезде не стало больше, чем число путешествующих на машине. Попытка выкупа части прав на перевозку у автомобильной сферы на некоторых участках, не привёл к большему общему росту использования железных дорог над автомобильными поездками.

Руководство Норвежских государственных железных дорог выступало против ограничения влияния инвестиций. Сеть железных дорог является достаточно загруженной, а постоянные улучшения в данной сфере предполагают крупные инвестиционные проекты, которые могли бы внести свой вклад в развитие. Увеличение предложения железнодорожной сетью Норвегии могло быть достигнуто на более ранних сроках, если бы руководство ориентировалось на увеличение пропускной способности данной инфраструктуры. Поэтому необходимо принимать меры для того, чтобы не возникал отрицательный эффект от инвестиционных проектов. Стоит проводить быструю оценку влияния инвестиций, чтобы получать сигнал о том, что выгодные проекты не были интегрированы. Кроме того, такие меры, как строительство новых путей и новых заводов для развития парковых поездов не являлось частью планирования. Это позволило улучшить предложение железных дорог, но это произошло позже, чем могло, потому что часть работ не была завершена до конца, когда железнодорожные линии были приняты в эксплуатацию.

По мнению Управления генерального аудитора Норвегии, для большего положительного эффекта от инвестиций, Норвежским государственным железным дорогам следует:

  • удостоверится в том, что изменения в плане маршрута улучшат пассажиропоток и со временем потенциал инфраструктуры будет увеличен;
  • обеспечить скоординированность действий дирекции железной дороги и норвежским правительственным агентством, ответственным за владение, поддержание, эксплуатацию и развитие сети норвежских железных дорог, включая трассу, станции и т. д.;
  • удостоверится, что большие инвестиционные проекты имеют чёткие, своевременные и поддающейся проверке цели для улучшения работы железнодорожной сети.

Стоит отметить, что в период с 2005 по 2016 год ассигнования на железнодорожную сферу увеличились с 1,4 млрд норвежских крон до 10 млрд норвежских крон в год. А в 2018 году была принята программа по наращиванию ассигнований вплоть до 2029 года. На этот период запланировано инвестирование в данную сферу на уровне 327,5 млрд норвежских крон.  К настоящему времени уже было завершено семь крупных инвестиционных проектов, несколько крупных проектов находятся на стадии строительства.

Система железнодорожного транспорта России развивается в рамках естественной монополии, которая представлена в виде ОАО «РЖД». Основной миссией компании является эффективное развитие конкурентоспособсти на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, основой всего является эффективное выполнение поставленных целей и задач позволяющих развиваться железнодорожной инфраструктуре страны.

Так, в России основой схемы развития сферы железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» с помощью инвестирования является расширение сети железных дорог. Так, грузовая база железнодорожного транспорта является основой для определения обоснованно необходимых мероприятий с целью развития инфраструктуры железнодорожных сетей. Данная схема развития сети железных дорог направлена на выявление и решение определённых ограничений, которые возникают в сфере железнодорожного транспорта и являющихся ограничителем развития инфраструктуры сети железных дорог. На основании долгосрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» может чётко определить проекты, которые должны быть реализованы в среднесрочной перспективе.

Реализация инвестиционных программ отражается на количественных и качественных показателях работы ОАО «РЖД», чаще всего, только после реализации проекта. Определяющий эффект достигается в большинстве случаев через увеличение провозной способности или путём повышения эксплуатационной надёжности. В части инвестиционных проектов основная цель заключалась в обеспечении инфраструктуры железнодорожных сетей новыми эксплуатационными качествами, в том числе возможности пропуска пассажирских поездов с более высокими скоростями или оборот подвижных составов с новыми габаритами.

Можно сказать, что проекты реконструкции и обновления существующей инфраструктуры в первую очередь направлены на обеспечение безопасного перевозочного процесса при осуществлении перевозок пассажиров, за счёт мероприятий, направленных на снижение износа основных фондов, увеличение надёжности работы устройств, а также на обеспечение соответствия их современным требованиям перевозочного процесса. К тому же, в процессе реализации проектов обновления и реконструкции основных фондов ОАО «РЖД», внедряются передовые технологии и разработки, и осуществляется переход на новые и инновационные решения, что привлекает в компанию новых инвесторов. Реализация целей инвестиционных проектов дала возможность удовлетворить спрос на перевозки грузов и пассажиров в полном объёме с высокими качественными показателями, которые напрямую зависят от реализации инвестиционных проектов.

Стоит отметить, что в 2018 году инвестиционная программа была утверждена в объёме 549,6 млрд рублей, что на 70,1 и 173,2 млрд рублей больше, чем расходы по инвестиционной деятельности за 2017 и 2016 года соответственно.  Приоритетной задачей 2018 года в рамках исполнения инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» стала реализация проектов, имеющих общегосударственное значение, связанных с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации и привлечением средств государственной поддержки. Также начата реализация проектов по усилению железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного железнодорожного широтного хода, организации диаметрального внутригородского железнодорожного движения в Московском транспортном узле. Общий объём средств, предусмотренный проектом инвестпрограммы ОАО «РЖД» на период 2019 – 2021 гг., составил около 2,3 трлн рублей, в том числе в 2019 году – свыше 680 млрд рублей, в 2020 году – свыше 820 млрд рублей, в 2021 году – 745 млрд рублей.

Таким образом можно обобщить вышеприведённые данные и отметить, что инвестирование в Норвежские государственные железные дороги и ОАО «РЖД» имеют схожие цели. Однако в Норвегии для реализации инвестиционных проектов больший упор ставится на изменение расписания и расширение сети железных дорог, для увеличения спроса железнодорожных перевозок с целью достижения эффективной и экологически чистой транспортной системы. Можно сказать, что инвестиции не приводят к существенным положительным результатам до тех пор, пока не будут внесены значительные изменения в расписание. На маршрутах, где осуществлялись крупные инвестиции, железнодорожные услуги были улучшены за счёт ежегодных изменений в расписании. Однако это достигается только после того, как инвестиции будут объединены с введением существенных изменений в расписание и внедрение новых поездов и маршрутов, которые железнодорожные сети Норвегии значительно улучшили за последние года. К тому же, Норвежская национальная администрация железных дорог не уделяла должного внимания тому, какие постоянные улучшения в железнодорожных услугах могли внести крупные инвестиционные проекты.  Качество железнодорожных услуг могло быть улучшено раньше, если бы руководство сосредоточилось на извлечении преимуществ по мере расширения возможностей инфраструктуры. Немалое влияние оказывает то, что железнодорожные услуги берут на себя долю рынка от автомобильной сферы на определенных маршрутах, но общий рост автомобильных перевозок опережает рост железнодорожных перевозок. Однако с января 2017 года реорганизован железнодорожный сектор. Дирекция Норвежской железной дороги должна проводить анализ изменения будущего предложения, в то время как норвежское правительственное агентство, ответственное за владение, поддержание, эксплуатацию и развитие сети норвежских железных дорог, включая трассу, станции и т. д. отвечает за планирование и улучшение сегодняшней службы железнодорожных перевозок, построение новой инфраструктуры и ввода в эксплуатацию новых железнодорожных проектов. В России главной целью ОАО «РЖД» является увеличение пассажиропотока и качества их перевозки. К тому же ОАО «РЖД» является частной компанией, деятельность которой хоть и регулирует государство, но политику и цели компания формирует сама. Как мы знаем, для частной компании главной целью является получение прибыли, а не становление экологической и эффективной транспортной системы страны. За счёт того что главным держателем акций ОАО «РЖД»  является государство в число его целей также включено обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом. Стоит отметить, что на период с 2010 по 2018 года инновационная деятельность ОАО «РЖД» ориентирована на решение задач стратегического развития холдинга «РЖД» и определена проектом Комплексной программы инновационного развития холдинга, которая включает в себя приоритетные направления развития Холдинга как по государственным программным документам, так и программными документами ОАО «РЖД».

Так можно сделать вывод, что железнодорожной сфере России для достижения большего эффекта от вложенных средств следует внедрить такую же методологию, какая существует в Норвегии, для анализа факторов, которые оказывают влияние на развитие. В России основной упор делается на увеличение пропускной способности и увеличение срока службы. В Норвегии же проводится быстрая оценка влияния инвестиций на этапе ввода и эксплуатации проекта, для внесения своевременных изменений. Если же проведённый анализ показывает, что проект не показывает нужной эффективности, то проводится исследование, в рамках которого выявляют какие изменения могут оказать положительный результат. Зачастую, влияние оказывают такие вещи, как изменение в расписании, потому что требуется координация с другими видами транспорта, что может привлечь дополнительный пассажиропоток. Кроме того, такие меры, как строительство новых путей и новых заводов для развития зачастую не является частью планирования инвестиционных проектов в рамках развития железнодорожной сферы, если бы они были интегрированы это позволило бы своевременно повысить предложение железных дорог. Таким образом, для того что бы  инвестирование приносило больший эффект  следует проводить комплексный анализ проекта и его составляющих (в т. ч. связанных отраслей) на всех этапах его реализации, а не только после полного ввода в эксплуатацию.

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр