Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Образованию России – тысяча лет

7 октября, 2020 949 Просмотров
Поделиться

 

Из истории русской школы

История российской школы прошла большой путь развития от с первых школ Киевской Руси, до стройной, сложившейся к ХХ веку, многопрофильной системой образования и стремлением общества и государства развивать и совершенствовать ее. Советский период в истории образования также имел несомненные достижения. Напомни вехи тысечелетнего пути  русской школы.

Грамота в Древней Руси

С введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. Ярослав Мудрый расширил круг людей, обучавшихся грамоте, открыв школы для детей в Новгороде и Киеве. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и городах Руси.

В XIII — XV веках открывались училища для детей не только в городах, но и в сельской местности. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ. В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

 

Век Просвещения

В XVIII веке в России создается светская школа, предпринята попытка создать государственную систему образования.

В годы царствования Петра I заботу о создании школ взяло на себя государство. Благодаря ему в России возникла система профессионального образования. По указу царя в Москве была открыта школа математических и навигацких наук, учреждены также артиллерийская (Пушкарская), инженерная, медицинская школы, горнозаводские училища. В столицах организовывались частные школы.

В 1725 г. по инициативе Петра был создана Академия наук, при ней первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете — гимназия.

Во второй половине XVIII века возникла сеть закрытых учебных заведений для детей дворян, в их числе Сухопутный шляхетский и Пажеский корпуса, «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт) для девушек.

В 1755 г. Основан Московский университет с факультетами: юридическим, философским и медицинским. При университете открылись две гимназии: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. По инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

В 1764 г. были открыты: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, Общество благородных девиц в Петербурге с отделением для мещанских девиц, коммерческое училище..

В 1786 г. согласно принятому Уставу народных училищ в каждом губернском городе начали создаваться главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных городах — малые двухклассные.

 

Становление единой системы образования

В царствование Александра I было впервые создано Министерство народного просвещения, которое выработало план организации единой системы образования (включающей 4 ступени), утвержденный в 1803 г.

В стране устанавливались четыре типа учебных заведений: приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты.

Университеты составляли высшую ступень новой системы образования. В одном ряду ряд с Московским университетом появились Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский университеты. В Петербурге на базе учительской семинарии открылся Педагогический институт, который в 1819 г. был преобразован в университет.

Гимназии (средняя ступень) предусматривалось открыть в каждом губернском городе на средства казны, Уездные училища (промежуточная ступень) с двухгодичным сроком обучения создавались в каждом губернском и уездном городе.

Низшей ступенью образования являлись приходские училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет».

Развивалось высшее образование. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей, в 1833 г. — Киевский университет, в 1835 г. — Императорское училище правоведения в Петербурге. Возникли специализированные вузы. Большинство вузов, особенно технических и естественных, принимали разночинцев. В пореформенную эпоху, произошла серьезная перестройка российского образования. В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, разрешавший открытие научных обществ. Отменены ограничения на прием студентов.

В 1864 г. был принят новый устав средних школ. Народные училища предназначались для низших слоев населения, прогимназии — для средних, а гимназии — для привилегированных. В «Положении о начальных народных училищах» провозглашались бессословность школы, право открытия начальных школ земствами, органами местного городского управления, общественными организациями и частными лицами.

В начале XX века предпринимались попытки реформирования средней школы. В этот период российская школа переживала период подъема, выразившийся в значительном росте количества учебных заведений, числа учащихся, разнообразии типов и форм образовательных учреждений. Наряду с общеобразовательными начальными школами в России существовали многочисленные низшие профессиональные училища — лесные, железнодорожные, ремесленные, сельскохозяйственные, мореходные и другие.

 

Советский период

Отечественная школа в советский период пережила драматические перемены. После октября 1917 г. построенная за столетия система образования была разрушена. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные и духовные учебные заведения. Систему образования пришлось создавать заново.

Школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса во второй половине двадцатых годов. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на народное образование.

Высшая школа взялась за создание новых кадров из рабочих и крестьян. Но обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не обладали для этого необходимыми знаниями. Это привело к созданию рабочих факультетов.

В 1930 г. было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». В развитие средней школы создавались новые типы учебных заведений — школы фабрично-заводского ученичества и школы крестьянской молодежи.

В первые пятилетки быстро развивалась сеть инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических учебных заведений. Возникло заочное и вечернее обучение в вузах и техникумах. На крупных предприятиях получили распространение учебные комбинаты, включавшие втузы, техникумы, школы, курсы повышения квалификации.

В годы войны были приняты правительственные решения о школьном образовании: об обучении детей с семилетнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944) и др. В 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР.

В послевоенный период система образования была восстановлена, методом народной стройки в РСФСР было построено 1736 новых школ. К началу 50-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее, а вскоре восьмилетнее обучение.

В 60-е гг. система высшего и среднего образования расширялась, рос прием в вузы и техникумы, связанные с новой техникой и новыми отраслями народного хозяйства и науки.

Переход на всеобщее среднее образование создал новые проблемы. Средняя школа ориентировала своих выпускников на поступление в вуз, однако во многих отраслях была велика доля физического труда. Однобоко развивалась система подготовки специалистов. К 1985 г. число университетов в стране достигло 69, но престиж высшего образования падал, кадры использовались нерационально, уровень подготовки специалистов был невысоким.

 

Система образование должна стать более совершенной

К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, нарушилась преемственность средней и высшей школы, снизился общий уровень подготовки школьников. Для сохранения системы образования потребовалось введение образовательных государственных стандартов, включающих в себя обязательный федеральный и региональный минимумы учебных предметов в школьных программах. В новой редакции закона «Об образовании» было записано, что полное среднее образование остается общедоступным и бесплатным.

Потребность общества в повышенном уровне образования растет, и на этой волне общественного интереса система образования имеет все возможности стать более совершенной. Творчески сильные школы преобразовались в гимназии, лицеи со специализацией по целому циклу предметов или углубленному изучению отдельных дисциплин; во многих школах появились профильные классы: математические, гуманитарные, естественные. Все чаще в школу приглашают вузовских преподавателей.

Система общего профессионального образования в 90-х гг. обогатилась новыми типами учебных заведений — лицеями и колледжами.

В систему высшего образования входят университеты, академии и институты. Вузы меняют формат традиционного пятилетнего курса обучения, поделив его на две ступени — бакалавриат и магистратуру

Сложность и реформы системы образования обусловлена  реформированием общества в целом, а также образовательной политикой, ее последовательностью и эффективностью. Важно, что образование стало приоритетом государственной политики. Иначе и быть не может — школа определяет будущее России и является условием ее дальнейшего развития.

По материалам сайта http://dodiplom.ru/

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр