Музыка Гладкова
18 февраля 2015 года исполнилось 80 лет композитору Геннадию Гладкову. Титулы «знаменитый», «популярный», «известный» – всё это мелочь по сравнению с той искренней любовью, которую испытывают к Геннадию Игоревичу россияне. Геннадий Гладков в равной степени любимчик детей и взрослых.Музыка Гладкова,Каждый российский ребёнок, старше трёх-четырёх лет хорошо знает и может исполнить как минимум одно его произведение а капелла.
Геннадий Гладков, прежде всего, известен как создатель бессмертной музыки к кино-,теле- и мультипликационным фильмам.Мультфильмы «Бременские музыканты», «Малыш и Карлсон», «Зарядка для хвоста», «Как львёнок и черепаха пели песню», «Голубой щенок»… Кинофильмы «12 стульев», «Человек с бульвара Капуцинов», «Джентльмены удачи»… Да разве все перечислишь?! Этих фильмов более ста! А сколько театральных постановок украшает музыка Геннадия Игоревича?
Гладков с удивительной лёгкостью творит в разных жанрах всех времён и стран, будь то немецкое барокко, уголовный фольклор и цыганщина или американский рок, украшая своими незабываемыми мелодиями киноиндустрию и мультфильмы.
– Композитор должен быть понятным, он не должен замыкаться в своём узком мире, – считает Геннадий Игоревич. – Композитор должен быть демократичным и слышать звуки времени.
Геннадий Гладков вырос в музыкальной семье. Его дед был гармонистом, аккомпаниатором Лидии Руслановой. Отец – аккордеонист, пианист, играл в джазовом оркестре, в годы войны участвовал в концертных бригадах.
После седьмого класса Геннадий поступил в химический техникум, окончил его, некоторое время работал в НИИ красителей, где участвовал в организации музыкальных вечеров, самодеятельных ансамблей, всё яснее осознавая, что без музыки его жизнь вряд ли состоится.
В 1959 году Геннадий Игоревич поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. С 1966 года в течение пяти лет он занимался преподавательской деятельностью, в том числе в консерватории. Будучи ещё консерваторцем Гладков начал писать музыку для научно-популярного кино, дебютировав в фильме «Тайны минувшего». Здесь, на «Центрнаучфильме», он прошёл солидную школу, работая почти всегда с большим симфоническим оркестром. Постепенно музыка в синтетических жанрах, рождённых ХХ веком, – мультфильм, теле- и кинофильм, – стала основной стезёй композитора.
Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства Василию Ливанову. Именно он привлёк Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой «Самый, самый, самый». А ещё раньше Гладков дебютировал у Ливанова и как театральный композитор в его дипломной режиссёрской работе в Щукинском училище, в спектакле «Три толстяка».
Знаменитым Геннадий Гладков проснулся в тот день, когда на экраны вышла
музыкальная мультипликационная лента «Бременские музыканты». Она сразу стала визитной карточкой композитора. Точный сценарий Василия Ливанова, режиссёрская работа Инессы Ковалевской, прекрасные стихи Юрия Энтина – и фильм, окрылённый удивительной по своей демократичности и образности музыкой Геннадия Гладкова, стал всеобщим любимцем.
В конце 1960-х Гладков начинает сотрудничать с Марком Захаровым. Его музыка звучит в спектаклях, поставленных режиссёром на сценах Московского театра сатиры, Ленинградского драматического театра имени Ленсовета, Московского театра имени Ленинского комсомола, театра «Современник», а также в нескольких культовых фильмах Захарова.
Очень плодотворно Геннадий Гладков сотрудничает с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом, Дмитрием Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых –«По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви» – композитор сам исполняет свои песни.
– Знакомый композитор как-то сказал мне, «ну песни-то в кино написать ерунда, вот написать симфоническую музыку – это сложно», – вспоминает Геннадий Гладков. – Через какое-то время мы встретились, и он мне признался «да, ты оказался прав, я так и не смог написать песни для кино. Симфоническую музыку я написал, а вот простые песни – это трудно, это особый жанр».
Особое пристрастие Геннадия Игоревича – драматический театр. В нём он видит наиболее надёжную базу для актёрского и режиссёрского воплощения своих музыкальных идей. В 1983 году в афише Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко появилось новое название – первая опера Геннадия Гладкова «Старший сын». Продолжая активно работать для театра, в первой половине 80-х годов помимо «Старшего сына» Гладков пишет музыку к спектаклю «Оптимистическая трагедия», балету «Двенадцать стульев», оперетте «Собака на сене», детской оперетте «Три Ивана». Кстати, с детской аудиторией у Геннадия Гладкова отношения складываются совершенно по-особому. Моментами даже непонятно, кто взрослей: известный композитор или дети, которые пришли его слушать. С 1992 по 2001 год он ежегодно писал детские мюзиклы для Кремлёвской ёлки.
Геннадий Игоревич Гладков – Народный артист Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он и сегодня продолжает творить. Недавно композитор закончил театральную версию «Голубого щенка» вместе с Юрием Энтиным, а сейчас работает над новой оперой под названием «Зелёная птичка».
Подготовил
Валерий Будумян