Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Казарновская Любовь Юрьевна

27 августа, 2021 1900 Просмотров
Поделиться

Советская и российская оперная певица (сопрано)

Доктор музыкальных наук, профессор

Общественный деятель

Л. Казарновская: «Лучше быть первой Казарновской, чем двадцать пятой Каллас»

Любовь Казарновская – звезда мировой оперы, женщина, которую в газетах не раз называли «русским чудом». Она заслужила популярность благодаря уникальному тембру своего голоса. Кроме того, она красива, обаятельна и харизматична. Международный биографический центр в 2002 году включил Любовь Казарновскую в список самых ярких музыкантов 20 века.

Любовь Казарновская – коренная москвичка. Она родилась 18 июня 1956 года. Её родители не имели отношения к искусству, но относились к московской интеллигенции. Отец Юрий Игнатьевич был военным дипломатом, дослужившимся до генеральских погон. Он написал несколько книг на военно-исторические темы. Мама, Лидия Александровна, получила филологическое образование, преподавала русский язык и литературу. Старшая сестра Наталья пошла по стопам матери, стала филологом, но по французской грамматике.

Семья жила в Москве в знаменитом доме «нефтяников» на набережной Шевченко. В одной квартире жили представители трёх поколений. Старшими в семье были две бабушки по отцовской линии, мама Юрия Игнатьевича и её сестра. Это была большая дружная семья со всеми своими горестями и радостями.

Рассказывая о своей семье (интервью «Вокруг ТВ» 2009 г.), Любовь Казарновская с ностальгией и благодарностью раскрывает силу духа и величие души советского народа тех лет.

– Я росла в благополучной семье: отец – генерал, герой войны. Меня за глаза в школе так и звали: генеральская дочка. Но никакой роскоши в доме не было! На содержании у этого генерала было шесть человек. С нами жили обе бабушки, родители постоянно помогали всем родственникам. Сколько себя помню – спала на диване. Но мама была гениальной хозяйкой. В войну она училась и работала, воспитывала детей, у которых во время бомбёжек были убиты родители. Чтобы прокормить голодающих ребятишек, выкапывала в полях гнилую картошку, из очисток делала картофельную муку и пекла пирожки, а оставшийся картофель варила. И этот военный опыт маме в жизни очень пригодился: привыкшая выживать, она научилась выкраивать из семейного бюджета деньги на какие-то радости. Например, перелицовывала своё старенькое драповое пальто, которое я называла «помойным», и я получала такую обновку, на которую все завистливо оглядывались.

Мама экономила копеечки и давала мне их на кафе «Космос», где я угощала девочек мороженым. Подружки, с одной стороны, это принимали, а с другой, осуждали: мол, выходки генеральской дочки. Мама была невероятно женственной, но и очень сильной. Она прожила трудную жизнь. Её отец был крупным партийным работником, соратником Калинина, председателем облисполкома в Омске и Новосибирске, в 37-м его посадили как врага народа. Маму выгнали из школы, бабушку – с работы, и мама, чтобы прокормить двоих маленьких братьев, в 15 лет начала подрабатывать…

Интересный это был народ – душевный, цельный, и знающий, что в жизни почём.

<…> Я вспоминаю свою юность… Мама жизнь положила, чтобы дать нам с сестрой хорошее образование. Отказывала себе в куске хлеба, не имела лишней пары чулок, потому что считала, что лучше возьмёт мне лишний урок фортепиано.

Она увидела то, ради чего так надрывалась. Воспитывая сына, я пытаюсь во многом следовать примеру родителей и бабушек.

Современному поколению молодых людей это понять сложно, но помнить необходимо.

К старшим классам перед девушкой встал выбор – где учиться дальше? Поступать на журналистский факультет МГУ или в Гнесинский институт? Но любовь к музыке и пению помогла сделать правильный выбор. Всё произошло случайно. Шла вместе с мамой подавать документы в МГУ, но, проходя мимо Гнесинки, увидели объявление о наборе студентов. Мама предложила дочери попробовать свои силы, и вскоре, неожиданно для себя, легко поступила в Гнесинку. Стала студенткой факультета актёров музыкального театра. Позже в 1982 году Любовь окончила Московскую государственную консерваторию, а в 1985 году – аспирантуру.

В знаменитой «Гнесинке» произошло её становление как актрисы. Знаковым событием стала встреча с Н. М. Малышевой-Виноградовой – ученицей самого Станиславского. Надежда Матвеевна была замечательным педагогом-вокалистом. Она учила студентку правильно раскрашивать звуки своего голоса, подражая великому Шаляпину. Люба окончательно утверждается в выборе своей дальнейшей судьбы, как оперной певицы. На вечерах, которые устраивала Малышева в память о своём муже В. В. Виноградове, собирался весь цвет советской филологии, и именно здесь Казарновская знакомится с Андрониковым, Лотманом, Рождественским, Лихачёвым. Они же стали первыми слушателями партии Татьяны из «Евгения Онегина» в исполнении юного дарования. Позже с этой партии начнётся служба Любови Казарновской в театре Станиславского.

Широкую известность среди любителей классической музыки ей принёс Всесоюзный конкурс вокалистов им. Глинки, на котором она завоевала вторую премию.

Скоро Любовь уже пела главные партии в операх Большого театра – «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Майская ночь» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Богема» Д. Пуччини и других.

Всемирную известность певице принесли победа на Конкурсе молодых исполнителей ЮНЕСКО в Братиславе и премия Конкурса Мирьям Хеллин в Хельсинки в 1984 году.

В 1986 году Любовь Юрьевну пригласили в петербургский Государственный Академический театр имени Кирова (сегодня – Мариинский), и 3 года она была его ведущей солисткой, исполнив все главные сопрановые партии, имевшиеся в репертуаре театра. Среди них – партии в операх «Сила судьбы», «Травиата», «Реквием» и «Трубадур» Верди, «Фауст» Гуно, «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского… Работала с такими прославленными дирижёрами, как Янссонс, Темирканов, Колобов, Гергиев.

Первый зарубежный триумф певицы состоялся в 1988 году на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден», после исполнения партии Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». Уже на следующий год выдающийся дирижёр Герберт фон Караян пригласил Казарновскую на престижный музыкальный фестиваль в Зальцбург, где молодая певица блестяще исполнила партию в опере «Реквием» Верди. Это нашумевшее выступление, которое отметил и оценил весь музыкальный мир, стало началом её мировой славы и головокружительной карьеры.

Она пела в театрах Metropoliten Opera, Wiener Staatsoper, Covent Garden, Teatro Colon, San Francisco Opera, Houston Grand Opera, выходила на подмостки самых знаменитых российских театров – Большого и Мариинского.

Неотъемлемой частью своей работы Любовь Казарновская считает и съёмки в кино в качестве поющей актрисы. В фильме «Испанский час» актрисе доверили главную роль, она играла супругу часовщика. В киноленте «Цыганский барон» ей вновь досталась главная роль. В фильме «Анна» актриса играла оперную певицу. В такой же роли она появилась и в картине «Тёмный инстинкт», где её партнёром был Александр Домогаров. Она принимала участие и в озвучивании мультфильма «Спящая красавица». В 2011 году была членом жюри телепроекта Первого канала «Призрак Оперы».

В 2013 году певицу пригласили стать наставником 1-го сезона телевизионного шоу «Один в один!», через год её увидели среди членов жюри в телепроекте «Точь-в-точь». Работать в одной команде с известной певицей считали за честь Леонид Ярмольник, Михаил Боярский, Геннадий Хазанов.

В 2015 году Любовь Казарновская вошла в состав жюри «Евровидения» от нашей страны. В том же году её выбрали главой попечительского совета «Академии праздничной культуры». В самом конце 2016 года поклонники с удовольствием смотрели передачу «Вечерний Ургант», участниками которой стали оперная дива и Александр Олешко. И сегодня она продолжает участвовать в различных телепроектах.

Казарновская успевает заниматься и активной общественной деятельностью. Ещё в 1997 году она учредила «Фонд Любови Казарновской» для поддержки оперного искусства России. По линии фонда проходят концерты и мастер-классы ведущих мастеров мирового вокального искусства, присуждаются стипендии для помощи молодым певцам. С 2000 года певица курирует работу единственного в мире Детского оперного театра (г. Дубна). Она возглавляет творческий координационный совет культурного центра «Союз городов», проводя большую культурно-просветительскую работу в различных регионах России, является Председателем Правления Русского музыкального просветительского общества, Председателем Попечительского совета «Академии Праздничной Культуры» и других общественных организаций.

Любовь Казарновская – доктор музыкальных наук, профессор, удостоена множества титулов и наград, лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов, премии Ленинского комсомола, награждена дипломом престижного центра в Кембридже (Великобритания), как одна из самых выдающихся музыкантов XX века.

Поздравляем Любовь Юрьевну с юбилеем! Желаем новых открытий в творчестве и активного участия в общественной жизни страны! Здоровья и ещё раз здоровья!

В статье использованы информационные материалы,

находящиеся в свободном доступе сети Интернет

Поделиться

Читайте также

Новые возможности для юных талантов «Успех в творчестве приходит не только в крупных центрах страны!» — считает руководитель одной из лучших музыкальных школ на Кавказе

ЯГОДА
Татьяна Викторовна
Директор МБУДО «Детская музыкальная школа Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания»
Заслуженный работник культуры РФ
 
 
 
 
 
&nbsp