Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

К 80-летию композитора — Евгений Дога:  размышления о творчестве

Композитор Евгений Дога
Апрель 29, 2018 279 Просмотров
Поделиться

К 80-летию композитора

Евгений Дога:  размышления о творчестве

Музыкальное творчество, которое трогает, проникает глубоко в душу, непременно является чем-то бóльшим, чем просто профессионально выполненным продуктом. Такое творчество является своеобразным конденсатором переживаний, присущих автору в момент создания произведения. По-настоящему эстетически значимое произведение музыкального искусства вызывает у слушателя богатую реакцию, содержащую как эстетический ответ на красоту формы и содержание произведения, так и эмоционально-экстатическую реакцию на гамму чувств, заложенную композитором при создании музыки.  Талантливую, эстетически значимую музыку невозможно придумать или  сочинить – такая музыка возникает в душе  композитора органически, возбуждая у него столь сильные  чувства,  что он не сможет оторваться от работы, пока не употребит всех своих сил для её исполнения в партитурах, обрабатывая звучание до той ясности, с какою музыкальная форма его чувств возникла в душе, так чтобы вырвать слушателя из обыденности повседневности, с головой окунув его  в сотканный из тончайших нитей звуков, отражений, грёз и былей, порывов и страданий мир, соприкосновение с которым не сможет пройти бесследно.

Композитор Евгений Дога на выступлении

Композитор Евгений Дога уверен, что мелодия – лишь отражение состояния, его нотная кардиограмма, похожая на ту, что он придумал когда-то в детстве, чтобы записывать музыку. И искать в процессе творчества нужно не мелодию – это лишь внешняя форма, искать нужно драму чувств, прожив которую можно будет явить миру её мелодическое обличие. Возможно, поэтому знаменитый вальс, написанный для фильма талантливого режиссера Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» созревал в душе композитора почти полгода, а на бумагу лёг за одну ночь, когда обстоятельства привели его к «точке кипения».  Не будучи музыкально сложным академическим произведением, вальс Евгения Доги так глубоко раскрыл драму человеческих чувств, что в 2014 году решением ЮНЕСКО был признан одним из 4-х главных музыкальных шедевров XX века. Музыка Евгения Дмитриевича дважды звучала на Олимпийских церемониях – в 1980 и в 2014 годах. Песня «О моём городе» («Белый город») стала гимном Кишинева и Белгорода. Пожалуй, Евгений Дога – единственный из современных композиторов, кому удалость удостоиться подобных почестей при жизни.  

В чём же состоит секрет его удивительно успешного и продуктивного музыкального творчества? Сам Евгений Дмитриевич считает, что одним из залогов успеха в творчестве является детская наивность, эмоциональная открытость восприятия, которой другие часто лишаются, вставая на прагматический путь охоты за успехом, признанием, заказами и поклонниками. Чистое незамутненное восприятие, навсегда запечатлевшее шелест листвы перелеска за тихо журчащим ручьём в селе, где прошло детство, который удивительным образом сплетался со звуками скрипок, цимбал и бубна заезжих музыкантов и колыбельными песнями матери. Работая над музыкальными произведениями, композитор то и дело возвращается к миру детства, растворяя в нём все «взрослые» условности, которые могут сдерживать свободу творческого изложения и поток фантазии.  Детские впечатления сплетают основу сокровенного внутреннего мира композитора, позволяющего находить в нём укрытие от внешних невзгод и «взрослых» проблем, которые никогда и никого не делали лучше, понемногу размывая разноцветные камешки счастья и приглушая лучики творческого света. Сохранившееся на всю жизнь умение воспринимать естественную гармонию природы, способность, как в детской игре, перевоплощаться в героев своих произведений, служат  ключами к тому волшебному состоянию, когда чистая душа композитора становится способна улавливать чудесную музыку, уже предсуществующую  во Вселенной.   

Композитор Евгений Дога выступление

Для того чтобы услышать это мелодику, кроме чистой детской души необходимо обладать ещё одним секретом. «Вдохновением? Музой?» – возможно, поспешит предположить догадливый читатель.  Знаменитый композитор считает, что эти атрибуты придуманы для того, чтобы оставлять под покровом тайны секреты настоящего творчества. Вдохновение – эмоциональный подъём – лишь следствие, свидетельство того, что творец «включился в поток», в котором мир принесёт композитора к финалу законченного произведения. Так было, когда, перенеся тяжёлую болезнь, за 2,5 месяца композитором, практически без сна, была написана музыка к балету по мотивам поэмы румынского поэта Михая Эминеску «Лучафэрул» («Венера»). Музы же лишь отвлекают от того, чтобы «выйти на интуицию», поглощая силы и энергию, которую можно было бы направить на творчество.

Далеко не всем творцам удаётся услышать прекрасную музыку, увидеть гениальное полотно? Евгений Дога думает, что для творчества, безусловно, нужна энергия – и очень много. Что это за энергия и как её измерить?  Творческая энергия – результат огромного страстного желания. Для создания произведения человек должен всей душой горячо желать его. Именно такое неугасимое страстное желание и является признаком настоящего таланта, причём не только в музыке – а в любой сфере. Посылая в мир своё сильное желание, творец получает в ответ поток энергии, которая начинает двигать его, даруя счастье творчества, которое можно ощутить физически – как освобождение от чего-то, созревающего в груди. Легкость, небывалая высота радости, счастья и свобода – те дары, которые завершают процесс создания музыкального произведения. А выпустив музыку в мир, к людям, композитор получает от них энергию восторженных эстетических эмоций, способных моментально восстановить затраченные силы и придать мощнейший импульс для новых творческих свершений.

Постоянно отдавая, считая основой жизни созидание, Евгений Дога теперь уже на девятом десятке жизни продолжает вести диалог с музыкой, выступать с концертами и учить детишек обретать творческое состояние души.  Оценивая высочайшие стандарты, на которые ориентируется композитор, порой, может показаться, что творческим оппонентом у него являются вовсе не коллеги по цеху, а какие-то гораздо более могущественные силы… Возможно, даже те, кто вдохновляли Баха и Стравинского.  

Андрей Демкин

Поделиться

Читайте также

Обзор Соц Сетей 2018

Обзор Социальных Сетей — Vk,Facebook,Vsvoemgorode

По данным исследования, проведенного в начале 2018 года аналитическим агентством We Are Social совместно с SMM-платформой Hootsuite, в России интернетом пользуются 110 млн человек.