Тыльченко Лариса Васильевна
Директор ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Ветеран труда
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
Заслуженный учитель Республики Хакасия
Член-корреспондент Международной академии общественных наук
Адрес: 655016, Республика Хакасия, г. Абакан, пр-т Дружбы Народов, д. 31
Сайт: https://surdo.khakasiyaschool.ru/
Системность и самоотдача – слагаемые успеха
Секрет успеха у каждого свой. Талантливый человек в течение жизни находит для себя индивидуальный принцип, который помогает ему быть лидером и примером для окружающих. Есть такой принцип и у героини нашего очерка – Ларисы Васильевны Тыльченко.
Трудовая карьера Ларисы Васильевны – пример того, как с каждой ступенькой, с каждым опытом происходило становление грамотного, высоко профессионального руководителя. Её общий стаж работы – 58 лет. Работать начала сразу по окончании школы. Училась Лариса Васильевна очень хорошо и была активисткой, за что была награждена знаком «Лучшая комсомолка». Поэтому на работу в Альгинскую начальную школу её приняли без промедления и не только на должность учителя, но и заведующей.
Постепенно, набираясь опыта, Лариса Васильевна шла к главному делу своей жизни – руководству Школой-интернатом для детей с нарушениями слуха. Быть директором такого учебного заведения не всякому под силу. Здесь особая специфика, и от коллектива требуется, помимо любви к детям и профессионализма, огромное терпение, понимание и высочайшая степень милосердия.
Открылась школа в 2003 году. И с самого первого дня её бессменным руководителем стала Лариса Васильевна Тыльченко.
– Основной девиз нашего коллектива – «Необучаемых детей не бывает!», – подчёркивает в разговоре Лариса Васильевна. – Мы к каждому нашему подопечному подходим индивидуально. Все воспитательные и учебные программы составлены таким образом, чтобы ребёнок воспринимал знания и приобретал навыки в соответствии со своими возможностями. Для нас важно, чтобы ребята могли войти во взрослую жизнь максимально приспособленными. Наше «оружие» в работе – сотрудничество и терпение. Лично я и все наши сотрудники борются за каждого ребёнка, как за собственного.
Под руководством Ларисы Васильевны учреждение активно развивается. В 2011 году получен статус Федеральной стажировочной площадки по распространению опыта современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗ и детей – инвалидов. В 2016 году два новых статуса: Региональная инновационная площадка по теме «Слухоречевая реабилитация детей после операции кохлеарная имплантация в условиях школы – интерната для детей с нарушениями слуха» и пилотная площадка общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». По итогам I регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая команда РДШ» школа-интернат победила в республиканском этапе и была включена в список участников II-го заочного всероссийского этапа.
В 2017-2018 учебном году учебное заведение становится пилотной образовательной организацией по апробации введения в Республике Хакасия ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коллектив ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» – сплочённая команда талантливых сотрудников, объединённых одной целью: отдать своим воспитанникам как можно больше душевного тепла и знаний. Педагоги учебного заведения являются экспертами движения «Абилимпикс» (проведение конкурсов профессионального мастерства для обучающихся с инвалидностью по видам трудовой профессиональной деятельности с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности).
В 2017 году выигран конкурс Федеральной целевой программы развития образования «Система управления качеством образования в школе» по мероприятию «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов». Эта победа дала возможность получить грант на развитие порядка миллиона рублей.
Есть в школе и свои «изюминки», которые являются для учреждений такого профиля уникальными: в 2014 году здесь открыто структурное подразделение «Слухоречевой Центр». Его цель – социальное психолого-педагогическое сопровождение семей с неговорящими детьми дошкольного возраста. Социальный проект «Мир здоровья» и комплексная программа «Мир без границ» реализуются для успешной адаптации детей со слуховыми нарушениями в социуме. Большое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению приёмных семей со слабослышащими детьми через внедрение программы «Семья особой заботы».
Педагоги школы-интерната – постоянные участники и победители конкурсов разного уровня. Дважды – в 2016 и 2018 годах – школа входила во Всероссийский рейтинг «100 лучших школ России». По итогам Всероссийского конкурса «Управление современной школой» коллектив завоевал звание лауреата в номинации «Ресурсный подход в управлении образовательным учреждением». Есть среди побед коллектива и звание лауреата в конкурсе «Школа здоровья – 2019», лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая школа для детей с ОВЗ», победителя Всероссийских конкурсов «500 лучших образовательных организаций РФ» и открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшую общеобразовательную организацию, развивающую физическую культуру и спорт «Олимпиада начинается в школе» в номинации «Лучшая коррекционная общеобразовательная школа». В 2020 году школа становится победителем и получателем грантовой субсидии Всероссийского конкурса «Доброшкола», направленного на поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проводимого в рамках национального проекта «Образование». 2021 год также стал победным: завоёвано звание лауреата Всероссийского конкурса организаций «Лидеры отрасли». Кроме этого, школа включена в официальный реестр лауреатов Всероссийской Национальной Премии.
Лариса Васильевна Тыльченко имеет звание «Ветеран труда», является Кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», обладателем ряда медалей и почётных знаков. Но, как человек в жизни скромный, она свои успехи не отделяет от коллективных. Глубокие знания психологических особенностей воспитанников школы, безграничная любовь к детям и понимание их проблем позволяют ей укреплять добрые отношения между людьми различных профессий, слоёв и национальностей. Лариса Васильевна уважаема жителями республики, настоящий патриот, умеющий отстаивать собственную позицию. Она грамотно и настойчиво борется за здоровое общество, здоровый образ жизни, социальную справедливость. Активно занимается общественной деятельность, являясь Председателем совета ветеранов работников образования и науки Республики Хакасия.
– На основе традиций идти вперёд, открываясь всему новому – вот наш секрет успеха, – говорит Лариса Васильевна. – Кроме того, есть три составляющих, без которых в нашей работе нельзя: здоровье учеников, уровень подготовленности как детей, так и педагогов, а также создание условий для выполнения намеченных задач.
Такой подход к делу неизменно даёт свои результаты. Каждый год ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» выпускает во взрослую жизнь приспособленных, образованных, хорошо воспитанных детей. Этот успех – результат продуманности, системности подхода к образовательному процессу и самоотдачи всего коллектива учебного заведения.
Татьяна Невская