Тыльченко Лариса Васильевна — Необучаемых детей не бывает
Директор ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Отличник народного просвещения Российской Федерации
Заслуженный учитель Республики Хакасия
Член-корреспондент Международной академии общественных наук
Адрес: Республика Хакасия, г. Абакан, просп. Дружбы Народов, д. 31
Сайт: https://surdo.khakasiyaschool.ru/
Необучаемых детей не бывает
Одна из лучших школ для детей с ОВЗ отмечает юбилейную дату
В сентябре 2023 года отмечает 20-летний юбилей уникальное учебное заведение — «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» города Абакана. В Республике Хакасия это единственная школа такого вида. О том, чем ознаменовались два десятилетия деятельности, нам рассказала директор учреждения Лариса Васильевна Тыльченко.
— Лариса Васильевна, вы стояли у истоков создания школы и являетесь её бессменным директором. Как начиналось становление учебно-воспитательного процесса?
— Для того чтобы наши воспитанники получали полноценное образование, необходимо было собрать педагогов, обладающих не только талантом и стремлением помочь детям с нарушениями слуха. Для этой работы нужны специальные знания. Поэтому моей первой задачей было создание крепкого коллектива. Думаю, мне это удалось, что подтверждается успешной работой на протяжении уже двадцати лет.
— Какие принципы были взяты вами на вооружение?
— «Необучаемых детей не бывает!» — мой личный девиз, который разделяет и весь наш коллектив. Наше педагогическое кредо — «Каждому ребёнку — индивидуальный подход». Каждый ребёнок должен воспринять ровно столько знаний и умений, сколько позволяют его возможности. «Уравниловка» и принуждение недопустимы. Все программы, как учебные, так и воспитательные, построены на принципе комфортности для ребят, адаптированы под современные образовательные стандарты и потребности общества.
— Воспитанники у вас особенные. Чем отличается работа с ними от обучения в обычной школе?
— Глухим и слабослышащим детям намного труднее адаптироваться в обществе. Контакт с внешним миром осложняет недоразвитие речи. И чем раньше начать с ними заниматься, тем лучше будет результат, тем быстрее они научатся коммуникации, тем легче им будет в дальнейшей жизни.
— Что вы считаете главным в работе педагога, занимающегося с детьми с ОВЗ?
— Терпение и сотрудничество — вот основа успеха и педагога, и ребёнка. За каждого ребёнка надо бороться как за своего собственного. У каждого ученика свой успех, и терпение педагога вознаграждается многократно, когда его воспитанник становится полноценным, самостоятельным человеком. Со своей стороны я, как руководитель, трепетно отношусь к психологическому климату в нашей школе. Мы не ставим двоек. К ученикам относимся максимально доброжелательно.
— Примечательно, что в коллективе много мужчин. Столько даже в обычной школе – редкость…
— Да, у нас почти треть педагогов — мужчины. Это очень хорошо с точки зрения психологии ребёнка. Создана семейная обстановка, а это дополнительные возможности для адаптации и развития детей.
— Дополнительное образование — важный фактор развития ребёнка. Сколько у вас в школе секций и кружков?
— У нас создано сорок четыре объединения по различным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, гражданско-патриотическое, самоопределение, интеллектуальное, общение и досуг, семья и общество. Особенность работы объединений — концентрическая система преподавания: педагоги в игровой форме закрепляют с ребятами знания, полученные на основных уроках. Здесь также важен принцип индивидуального подхода к каждому ученику для наибольшего раскрытия его талантов и способностей.
— Это собственные наработки коллектива?
— Да, и «во главу угла» поставлены равноправная творческая деятельность и партнёрство. Задача педагога во внеурочной деятельности — вызвать в ребёнке интерес, вовлечь его в активную индивидуальную и групповую работу. Все материалы и пособия должны быть понятны, наглядны и доступны. При этом необходимо учитывать возрастные особенности ученика, уровень его развития. Неразрывная связь теории с практикой, освоение материала от простого к сложному — основа деятельности педагога.
— При школе работает летний лагерь. Расскажите о нём поподробнее.
— «Багульник» — летний лагерь дневного пребывания. С точки зрения занятости детей в период летних каникул это уникальный опыт. Здесь ребёнок под присмотром педагогов учится самостоятельно организовывать свой день, занимается полезными делами. Это всегда активный отдых, разнообразие, общественно значимая досуговая деятельность. Направления работы лагеря: культурологическое, краеведческое, спортивное, экологическое. Ребята посещают театры, библиотеки, участвуют в научно-познавательных шоу и квестах, кинопросмотрах. Каждому находится занятие по душе.
— А чем летом могут заняться старшеклассники?
— Для них летом работает школа юных избирателей, где ребята развивают активную гражданско-патриотическую позицию. Школа создана по инициативе Избирательной комиссии Республики Хакасия совместно с республиканским Министерством образования и науки. На занятиях изучается избирательное право, проводятся мастер-классы, интервью, экскурсии.
— Какие инновационные программы применяются в школе?
— В 2006 году на базе нашей школы начала работать республиканская площадка по направлению «Внедрение инновационных программ индивидуального обучения». Через два года мы начали реализовывать две новаторские программы: «Мы — дети России» (гражданско-патриотического становления личности в образовательном пространстве) и «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с нарушением слуха как условие их социализации». С 2011 года у нас действует федеральная стажировочная площадка «Распространение в Республике Хакасия современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». В 2014 году для оказания социального психолого-педагогического сопровождения семей с неговорящими детьми-дошкольниками открыт «Слухоречевой Центр». Несколько лет назад внедрены социальный проект «Мир здоровья» и комплексная программа «Мир без границ», программа «Семья особой заботы». Цель последней — психолого-педагогическое сопровождение приёмных семей со слабослышащими детьми в трудной жизненной ситуации.
— Успех образовательного процесса напрямую зависит от материально-технической базы учреждения. Есть ли у вас с этим какие-то трудности?
— Практически нет. Нам удалось за последние несколько лет значительно обновить её. В кабинетах установлено мультимедийное оборудование с выходом в интернет. Наши залы — гимнастический и музыкальный — одни из лучших в Хакасии. Есть компьютерный класс, швейная и столярная мастерские, сенсорная комната, богатая библиотека, процедурный и медицинский кабинеты. Мы делаем акцент на применение самых современных технологий, что позволяет нам быть в числе передовых учебных заведений. На нашей базе развивается научная и исследовательская деятельность, проводятся обучающие семинары, круглые столы.
— Два десятилетия успешной работы — это некая веха, когда можно подводить промежуточные итоги. Как вы охарактеризуете эти годы? Что помогало вам и коллективу в работе.
— Это годы преодоления трудностей и радости, успехов и поиска нового, активного развития и, конечно, счастливых, любимых нами воспитанников. Благодаря системному подходу в работе, тщательному планированию нам удалось создать почти идеальную среду для наших учеников и выпускать из наших стен приспособленную к социуму, самостоятельную молодёжь. Мы уверены, что у каждого из наших выпускников будет свой жизненный успех.
***
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» — лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая школа для детей с ОВЗ», победитель Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны» и открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшую общеобразовательную организацию, развивающую физическую культуру и спорт — «Олимпиада начинается в школе». В 2016 и 2018 годах школа вошла во Всероссийский рейтинг «100 лучших школ России». В 2021 году учреждению присвоено звание лауреата Всероссийского конкурса организаций «Лидеры отрасли РФ». В «копилке» школы победы во всероссийских конкурсах «Управление современной школой» и «Школа здоровья». В 2020 и 2022 году школа-интернат вошла в топ «500 лучших образовательных организаций РФ». Учреждение включено в официальный реестр лауреатов Всероссийской Национальной премии. Входит в ряд федеральных энциклопедий и альманахов.
Лариса Васильевна Тыльченко — ветеран труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Окончила Абаканский государственный педагогический институт по специальности «учитель математики» и Красноярский краевой институт по специальности «Сурдопедагог». Трудовую деятельность начала в 1963 году на должности заведующей начальной школы-интерната Красноярского края. Возглавила ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» в 2003 после многолетней работы на руководящих должностях в системе образования. Лариса Васильевна — высококвалифицированный, опытный, творчески работающий руководитель, эрудированный педагог, умеющий найти подход к каждому учителю и каждому ребёнку, в том числе с особыми образовательными потребностями. Имеет нагрудные знаки: «Лучший комсомолец», «За милосердие», «За социальное партнёрство». Награждена медалями: «300 лет добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства», «За любовь и верность», «За службу образованию», «Трудовая доблесть Хакасии», «Трудовая Слава России», «Родительское спасибо», «За отличные успехи в области здоровьесбережения участников образовательного процесса», «За бескорыстный вклад в организацию общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе», «За организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения». Также награждена почётным знаком Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов. Имеет звания «Директор года» (дважды), «Образцовый директор». Как общественный деятель Лариса Васильевна является председателем Совета ветеранов образования Республики Хакасия, координатором федерального проекта «Доступная среда» на республиканском уровне, председателем Хакасского регионального отделения Общероссийского благотворительного фонда «Российский детский фонд».
Подготовила Татьяна Гурышкина