История молодого предпринимателя.
Зеркало чистой воды.
Как молодой предприниматель из Новосибирска за пять лет превратил инновационную идею в международный высокодоходный бизнес.
Почему нам нравится всё блестящее?
Согласно данным исследования, опубликованным в JournalofConsumerPsychology, человек испытывает врождённую тягу к зеркальному блеску. Блестящие, играющие на свету предметы вызывают у нас положительные эмоции, и дело здесь в ассоциации не с золотом или бриллиантами, а с чистой поверхностью воды. Учёные считают, что любовь к глянцевому отражению зародилась в людях на заре эволюции, когда вода была самым желанным и жизненно необходимым природным ресурсом. Получается, что любовь к блеску – это любовь к жизни.
Сегодня нас повсюду окружают блестящие вещи. Даже те изделия, которым по сути блестеть не обязательно, изготовители стараются сделать глянцевыми – так они лучше продаются, выглядят качественнее и богаче.
Выпускник Новосибирского технического университета Дмитрий Василенко изобрёл технологию нанесения зеркального покрытия, не имеющую аналогов. Металлизированный слой наносится на любую поверхность, обладает исключительными светоотражающими свойствами, стоек к истиранию, к воздействию агрессивной среды, ему можно придать практически любой цвет. Хотите золотой унитаз? Пожалуйста! Целиком серебряный автомобиль? Нет проблем!
Вера в будущее своей идеи
Скептики скажут: мол, знаем мы таких изобретателей – придумать-то они придумают, а вот внедрить изобретение и довести до промышленного производства не могут. Да и вообще – если до такой технологии не додумались зарубежные промышленные монстры, значит, дело это невыполнимое, и всё ограничится получением какого-нибудь патента, который у изобретателя будет пылиться в столе.
– Вот патента-то у нас как раз и нет! – смеётся Дмитрий Василенко. – Специально не стали патентовать технологию, ведь это предполагает публикацию основных формул. А конкуренты, ознакомившись с ними, смогут создать собственные аналоги.
С самого начала Дмитрий поставил перед собой задачу не только разработать технологию, а воплотить её в реальный бизнес. Им двигала уверенность, что можно основать собственное прибыльное дело не на купле-перепродаже, а на по-настоящему инновационной идее. Вместе с другом, талантливым химиком, они задались целью создать светоотражающее покрытие максимально прочное, не боящееся температурных перепадов, дешевое и простое в производстве.
Друзья понимали, что покрытие надо наносить по типу трёхслойного сэндвича – грунтовочная подложка, металлизированный слой и прозрачный слой защиты, причём на финише все три слоя должны спекаться воедино и иметь высочайшую адгезию к материалу самого изделия. Прежде всего надо было совершенно отойти от привычных принципов и изобрести новую структуру слоя, подобрать подходящую рецептуру, температурный режим, воплотить способ нанесения в простые действия. А главное – убедиться, что на выходе у изделия получаются именно те свойства, которые заданы в качестве целевых.
Тернистый путь проб и ошибок
Эксперименты начались в 2010-м году. Дмитрий Василенко распределил исследование между тремя лабораторными комплексами, работавшими в разных городах каждый над своей задачей. Контролировал процесс и связывал результаты воедино. Для финального этапа и тестирования изделий в Новосибирске был арендован небольшой ангар. В качестве объекта для нанесения покрытия выбрали колёсные диски, которые сразу же (после нанесения покрытия) подвергали жёстким испытаниям на воздействие механической и термической нагрузки, а также химически агрессивных сред.
Первые результаты оказались неутешительными – покрытие сошло с диска через две недели. «Хорошо, что не успели сильно обрадоваться», – шутит Дмитрий. Но в ту пору ему было не до шуток, работы принимали затяжной характер, а выделенные на проект собственные средства подходили к концу. Обратился в банк, но там стали сразу «выкручивать руки», предлагая либо драконовский процент, либо отдать долю в предприятии. На это Василенко пойти не мог, пришлось ужаться всюду, где только возможно, но работу удалось продолжить.
За почти три года в лабораториях были испытаны около 1500 образцов. Неудача следовала за неудачей, и удержать партнёров, а главное, самому не отказаться от задуманного, стоило Дмитрию неимоверных усилий.
От удачного эксперимента – к построению бизнеса
В 2013-м году, привычно ответив на звонок из лаборатории, он услышал неуверенное: «Знаешь, Дим, кажется, получилось…» – и, ещё не веря до конца в победу, помчался туда. Образец подвергли испытаниям снова и снова, и последние сомнения отпали – заданные параметры прочности покрытия были достигнуты.
В том же году Дмитрий создаёт и возглавляет компанию «ЮниБрайт», задачей которой становится внедрение разработанной им технологии нанесения декоративных зеркальных покрытий. Компания создаётся с целью наладить собственное производство, но главное – реализовать схему запуска технологии в разных регионах. Вариантов было два: продавать своё ноу-хау промышленным предприятиям, производственный процесс которых предусматривал нанесение подобного рода покрытий, либо предлагать технологию малому бизнесу по системе франчайзинга.
– Мы заключили контракты с двумя заводами, но потом, подумав, отказались от такого варианта в пользу франшизы, – рассказывает Дмитрий.
Франшиза от «ЮниБрайт» шагает в Европу
Вариант с франшизой гораздо более хлопотный, зато в данном случае более продуктивный, считает Василенко. Дело в том, что крупное производство может применять новую технологию только к ограниченному ассортименту своей собственной продукции, тогда как малый бизнес готов наносить покрытие на всё, что пожелает заказчик. Таким образом существенно расширяется рынок сбыта, и к ассортименту зеркальной продукции «ЮниБрайта» добавляются такие изделия, которые на начальном этапе не приходили в голову даже самим разработчикам. К тому же Дмитрий вынашивал большие планы по продвижению своего детища, а именно франшиза даёт возможность эффективно рекламировать бренд, притом, что количество предприятий имеет строгое ограничение.
Желающим открыть свой бизнес по франшизе компания «ЮниБрайт» стала предоставлять стартовую партию составов, а также полное сопровождение старта предприятия, бизнеса, продаж и маркетинга по уже проверенной и отлаженной модели. Кроме этого компании партнёры проходили обучение уникальной технологии нанесения покрытия на готовом предприятии. После такой подготовки можно было приступать к мини-производству на местах. Расчётный срок окупаемости бизнеса составил порядка одного года.
В 2013-м году франшизу от бренда «ЮниБрайт» приобрели 5 партнёров, в 2014-м сеть расширилась до 45-ти предприятий по России и странам СНГ, а в 2015-м «зеркалить» изделия по технологии Дмитрия Василенко начали уже в Польше и Литве. Выход в страны Евросоюза – приоритетная задача на 2016-й год, а российский рынок к концу этого периода должен быть насыщен полностью, и, по расчётам главы «ЮниБрайта», для этого достаточно 196 производственных точек, причём ограничение действует по каждому региону.
– Мы изобрели то, с чем можно выходить не только на российский, но и на мировой рынок, – уверен Василенко. — Уже завершены переговоры в Германии, на финальном этапе находятся переговоры в Италии. Готовлюсь к выводу нашего бренда и в Азию тоже.
«Зазеркалить» можно всё!
Какие же преимущества перед аналогами имеет технология «ЮниБрайт»? Поверхность с зеркальными оптическими характеристиками можно получить практически на любом материале — металл, стекло, фарфор, керамика, дерево, термостойкий пластик, камень — причём без предварительной полировки. Цвет и оттенок зеркала ограничиваются только фантазией заказчика. По сравнению с традиционным гальваническим методом себестоимость ниже в пять раз, а вред для человека и окружающей среды у этого производства отсутствует. Покрытие устойчиво к действию кислот, щелочей, солевых растворов и других агрессивных жидкостей. Антикоррозионные свойства покрытия на металле сохраняются в течение 15-ти лет. «Зазеркаленная» поверхность не боится многократных перепадов температуры от —40 до +180 градусов. И, наконец, трудоёмкость нанесения состава «ЮниБрайт» сопоставима с обычной покраской.
Награды и планы Дмитрия Василенко
Компания «ЮниБрайт» за два года деятельности стала победителем 10-ти конкурсов, в числе которых «Самая востребованная франшиза 2014 года», «Новосибирская Марка» в номинации «За разработку и внедрение инновационных технологий», федеральный конкурс «Золотой Меркурий» Торгово-промышленной палаты РФ в номинации «Лучшее малое предприятие в сфере инновационной деятельности».
В планах Дмитрия Василенко не только выход на новые рынки и развитие бизнеса. Он продолжает работать над совершенствованием технологий, обеспечивших компании «ЮниБрайт» столь успешный старт:
— Мы постоянно занимаемся новыми разработками в области нанесения различных металлов, улучшением свойств покрытия. Сегодня у нас подготовлены второй и третий этап развития компании – это новые технологии, которые мы будем внедрять в сети наших партнёров, чтобы «ЮниБрайт» был всегда на шаг впереди.