125-летний Юбилей российского автомобиля
Колёсами по истории
В 2021 году исполнилось 125 лет первому российскому автомобилю
11 сентября 1896 года после выхода Постановления министра Путей сообщения князя М. И. Хилкова «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах» считается официальной датой рождения отечественного автомобильного транспорта.
Впрочем, показ первого российского автомобиля состоялся чуть раньше, в июле 1896 года, на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Тогда это была самая крупная в стране выставочная площадка. На ней демонстрировались лучшие отечественные достижения в области промышленности. Выставку курировал лично российский император.
Появился первый российский автомобиль в Санкт-Петербурге, благодаря двум петербургским изобретателям – отставному лейтенанту военного флота Евгению Александровичу Яковлеву и горному инженеру Петру Александровичу Фрезе. Кстати, в 1893 году они принимали участие во Всемирной выставке в Чикаго, где получили бронзовые медали – Яковлев за газовые двигатели, изготовленные на «Первом русском заводе газовых и керосиновых двигателей», а Фрезе за совершенные образцы конных повозок, выпускаемых «Экипажной фабрикой Фрезе и К°».
Авторы первого российского автомобиля смогли талантливо воплотить в жизнь свои собственные изобретения и многие идеи, которые применялись в мировом автомобилестроении конца XIX века, создав автомобиль с такими основными характеристиками, как тип кузова в виде двухместного фаэтона, габаритными размерами: длиной – 2450 мм, шириной – 1590 мм, высотой – 1500 мм (со сложенным тентом), массой – 300 кг, максимальной скоростью – до 21 км/ч и т. д.
Первые автомобили Яковлева и Фрезе были проданы спустя год после демонстрации их на выставке в Нижнем Новгороде. Правда, сколько всего было выпущено и продано таких машин, история умалчивает. Однако, по некоторым данным известно, что ценник на автомобиль Яковлева-Фрезе начинался с отметки в 1500 рублей. Это было наполовину дешевле стоимости автомобиля Бенца и примерно в 30 раз дороже стоимости обычной лошади. К сожалению, не сохранилось ни одного экземпляра первого русского автомобиля, ни даже чертежей, поэтому его параметры восстанавливались методом обратной реконструкции по двум имеющимся фотографиям.
Год 2021-й является юбилейным и для первого в мире грузового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, сконструированного в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера. Это был маленький грузовичок с моторчиком примерно в четыре лошадиные силы, который крутил задние колеса при помощи ремня. Из-за жёстких железных колёс грузовика, вибрация во время движения была весьма чувствительной.
Ещё одним значимым событием, произошедшим в истории колёсной техники, стало создание первого в мире автобуса с двигателем внутреннего сгорания. Правда, произошло это в 1895 году и свой 125-й юбилей автобус отметил в 2020 году. Построен он был на заводе «Бенц», вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц.
Но самым главным событием мирового масштаба в истории автомобилестроения, естественно, является создание первого в мире автомобиля. Днём патентования Карлом Бенцем своего первого автомобиля является 29 января 1885 год. Соответственно, в 2020 году этому великому событию исполнилось 135 лет.
Сегодня на дороги мира ежедневно выезжает 750 млн автомобилей. За минувшие почти полтора столетия автомобиль претерпел множество изменений в конструкции, в массовости выпуска, в отношении к нему. Для кого-то он роскошь, для кого-то необходимое средство передвижения, а для кого-то и коллекционный экземпляр. На мини-выставке, посвященной 90-летию Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (ОАО «НИИАТ»), были представлены образцы мирового автомобилестроения, которым тоже уже немало лет.
Подготовил Валерий Будумян,
Фото автора и из сети Интернет