По страницам альманаха «Деловая элита России»

По страницам альманаха «Деловая элита России»
Вышел в свет очередной литературно-биографический альманах «Деловая элита России». В книге, над которой в течение года работал коллектив издательства ООО «Эра Пресс», сотни имён. Это лучшие люди современной России, представляющие государственную службу и общественную деятельность, промышленность и сельское хозяйство, науку и медицину, архитектуру и строительство, транспорт и сферу услуг, бизнес и культуру. Особое место занимают представители народного образования – учителя, воспитатели, профессора, руководители школ и дошкольных детских учреждений, которые никогда не бывают просто администраторами, а всегда остаются педагогами. Они дарят детям свет и любовь.
У всех родителей главная забота – дать детям образование. Тем же озабочено и общество, и государство. С воспитанием подрастающего поколения связаны надежды на будущее благополучие страны, в которой они станут хозяевами. Но и без социальных обобщений, без мыслей об идеалах будущего, мы беспокоимся о детях ради них самих.
Детство беспечно и не думает о будущем. Дети веселы и беззаботны, они постоянно ищут радости, их поведение говорит о невозмутимом душевном равновесии, благодаря которому они мгновенно забывают об обидах и горестях. Нужно только следить, чтобы развитие детей шло правильно. Нужно оградить их от материальных трудностей и дурных влияний, которые могут повредить им в будущем. К сожалению, не все родители опытны и разумны. Действительность наполнена повседневными делами, бесконечными хлопотами о насущном. На заботу о детях и их воспитание у родителей остаётся немного времени и душевных сил. Им на помощь приходит школа.
Но и здесь не всё ладно. Система образования подвергается бесконечным реформам, которые не всегда дальновидны и могут отражать временные общественные настроения. Дети ничего не знают о бесконечных экспериментах, которые над ними совершаются и, которым они безропотно подчиняются. Даже приобретая знания, нередко ценой мучительных усилий, они не имеют представления, пригодится ли им это в будущем.
Надо признать, что не все педагоги достаточно опытны и проницательны, чтоб угадать природу ребёнка, вверенного их воспитанию. Существует и педагогический произвол, когда всех детей стригут под одну гребёнку, оказывают давление на детей и родителей. Часто этого требуют инструкции и необходимость писать отчёты. Однако назначение педагога — воспитывать в детях идеалы будущего, а не подчинять их требованиям параграфа.
Вот где сказывается роль учителей-подвижников, которые служат своему делу не за страх, а за совесть. Они не только дают детям знания, но и учат их оценивать свои поступки, различать добро и зло. Они наполняют детские сердца стремлением к добру и человечности, к правде, учат разбираться в путанице жизни. Такие примеры учителей-лидеров, на которых равняются остальные, вы найдёте в каждой школе. Эти люди противостоят косности и рутине, не изжитых в современной авторитарной школе, дают пример истинного служения своему делу. Именно о таких педагогах рассказывается на страницах альманаха «Деловая элита России». Расскажем немного о некоторых из них.
Лучшие традиции отечественной педагогики сохранило для нас старшее поколение учителей. «Его смело можно назвать учителем учителей, учителем всех детей» — это о Шалве Александровиче Амонашвили. Имя патриарха отечественной педагогики известно в стране и мире – доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, автор многих книг, создатель школы учителей – его уроки-семинары известны учителям по всей стране.
Таиса Алексеевна Ладыженская всю свою жизнь посвятила формированию духовной культуры в школе, гуманизации системы образования. Она доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, автор учебников, учебных программ и пособий по русскому языку и речи. Её труды вошли в золотой фонд коммуникативно-риторического и методического образования, проблемы речевой культуры сегодня особенно актуальны.

В разделе «Агропромышленный комплекс» одна из героинь – Светлана Николаевна Корчагина, глава фермерского хозяйства, победитель конкурса на Всероссийскую премию «Глобальная индустрия». И представить себе трудно, какая это ноша для женщины – управлять фермерским хозяйством, обрабатывающим две тысячи гектар земли, и при этом добиваться блестящих показателей. Тем не менее, это не основная работа для учителя истории с 35-летним стажем. Пример самоотверженности – каждое утро в 9 часов быть в школе с любимыми учениками, проводить увлекательные уроки, прививать детям вкус к творчеству и исследовательской работе — недаром её ученики побеждают в конкурсах. Светлана Николаевна и помыслить не может, чтобы оставить школу. А фермерское хозяйство – это для неё дополнительная работа, на которую она отводит раннее утро и оставшийся после уроков день – до самой ночи, а в страду и выходные. В ноги надо поклониться нашей сельской интеллигенции.
Инна Валериевна Зоркальцева — педагог в шестом поколении(!), она возглавляет среднюю школу №12 города Бакал Челябинской области. Её школе есть чем гордиться – она занесена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» за высокие достижения в образовании и воспитании детей, за многократные победы во всероссийских конкурсах. Ирина Валериевна считает, что это успех всего коллектива педагогов, работающих творчески и самоотверженно.
В учительском корпусе женщины составляют подавляющее большинство. Это отдаленное последствие Великой Отечественной войны, когда мужчины педагоги ушли на фронт, и их заменили женщины. Немногие оставшиеся в живых учителя-воины вернулись в школы, но в пединституты уже шли преимущественно девушки, они и заменили уходящих на пенсию старших коллег. Сегодня мужчины возвращаются в школьную педагогику.
Александр Викторович Малышев — директор средней школы города Усть-Кут Иркутской области, названной в числе «100 лучших школ России». Он возглавляет коллектив педагогов, превративших школу во «второй дом» для детей.
У Татьяны Григорьевны Захариной, директора специальной школы-интерната, дети – инвалиды по слуху. К ним нужно особенное отношение, чтобы подготовить их к жизни, научить самостоятельности, развить интеллект, вырастить полноценных граждан. Татьяна Григорьевна — кандидат педагогических наук, в её коллективе — высокопрофессиональные специалисты, замечательные люди, обладающие знаниями и вкладывающие в свою работу все душевные силы и любовь к детям.
У какой матери не сжимается сердце, когда она впервые отводит ребёнка в садик. В детсад «Жемчужинка» города Челябинска родители ведут детей со спокойной душой, а сами дети идут с радостью. Заведующая Рамиля Аглямовна Масагутова вместе с коллективом квалифицированных педагогов превратила детсад в инновационный Центр развития ребёнка, где созданы все условия для всестороннего развития и подготовки детей к школе, для укрепления их физического и психического здоровья.
Двадцать лет назад приехала в Ямало-Ненецкий национальный округ девушка с глазами-звёздами Мария Вохмякова — сельской учительницей. Педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, она вывела свой детский сад посёлка Пурпе, почти у Полярного круга, в число «100 лучших ДОУ России».
Героической женщиной можно назвать Розу Эйлиевну Юсупову, заслуженного учителя Чеченской республики, Почётного работника образования РФ. Заведующая детским садом №54 города Грозный сохранила учреждение, его имущество и коллектив во время военных событий 1995 года. Роза Эйлиевна вместе с многонациональным коллективом воспитателей и педагогов возродила детсад, неустанным трудом и заботами преобразовала его в «университет для маленьких» (так его называют местные жители).
Что объединяет всех названных в альманахе педагогов? Среди них нет избравших профессию по воле случая. Их выбор и их судьба – служение людям, их задача – растить детей. Их отличает богатство души, высочайшие моральные качества, самоотверженность и готовность все силы отдать детям. Они рождены для своей профессии, потому что их существо – любовь, желание создавать вокруг себя атмосферу счастья.
Подготовил : В. Вальков