Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person
Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович

Амонашвили Шалва Александрович Действительный член Российской Академии образования.
Доктор психологических наук, профессор.

Его смело можно назвать — Учитель учителей, Учитель всех детей. Им он посвятил первые книги: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?»(1983 г.)…
«В чаше ребенка сияют золотые зёрна Культуры», «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море света». Как необычно это звучит применительно к нынешней авторитарной школе! Её перекраивают по заморской кальке, введя ЕГЭ, который рассчитан на выявление сообразительности ученика, но не на определение его способностей! Шалва Александрович этого не принимает, помня заветы классика российской педагогики К. Д. Ушинского, который ещё в XIX веке, побывав в Европе, предупреждал, что та система образования для россиян, с их менталитетом, не подходит. Им нужна своя школа — лучший хранитель культуры, языка, самобытности народа, его национального духа! Не случайно известные учёные-психологи ХХ века Л. С. Выготский и Д. Н. Уснадзе раскрыли важность глубокого психологического контакта с человеком, независимо от возраста. Так зарождалась новая система Гуманной педагогики. А сегодня имя Ш. Амонашвили широко известно во многих уголках России, СНГ, Прибалтике, Болгарии, Чехии… Создав невиданную в мире школу для учителей, профессор, перешагнув 80-летний рубеж, с энтузиазмом путешествует, проводит открытые уроки-семинары по системе Гуманной педагогики, которую выстрадал и выстроил за всю свою жизнь.
…Выдающийся педагог родом из деревни Бушети, что в 120 километрах от Тбилиси, вырос в атмосфере взаимопомощи, которая была законом жизни этой деревни, с детства был окружён теплом и душевностью, что царили в доме. Когда семья переехала в Тбилиси, отец стал директором типографии «Коммунист». Но война изменила всё. Александр Дмитриевич ушёл на фронт и вскоре пропал без вести. Шалва, окончив школу, поступил в Институт востоковедения, где изучал персидский язык, читал Омара Хайяма на его родном языке… Он искал работу, чтобы помочь семье, и ему предложили поработать с детьми в родной школе. И с 1951 г. Ш. А. Амонашвили уже не расставался с детьми! В 60–70 гг. возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который получил отклик во всём мире как новое научное направление гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе. Вот его заповедь тех дней: «Любите детей такими, какие они есть. Умейте понимать их, то есть стать на их позиции, принимать их заботы и дела как серьёзные, считаться с ними! Понимать детей — не значит подчинять их, а опираться на их сегодняшнюю жизнь, взращивая ростки их завтрашней жизни. Учитель — это посредник между ребёнком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Гуманный педагог предстаёт перед детьми как образец человечности!»
В 2002 г., при поддержке Генерального директора Центра — Музея имени Н. К. Рериха, академика Л.В. Шапошниковой, он создаёт Международный Центр Гуманной педагогики, вокруг которого объединились педагоги, разделяющие взгляды Ш. А. Амонашвили по спасению детей от авторитарной педагогики, защитить их от культа денег, материальных ценностей, который ныне навязывается не только взрослым, но и детям.
В 2011 г. уже в 10-й раз прошли Международные чтения по теме «Как любить детей?». На них собрались многие единомышленники Ш. Амонашвили. А летом на его родину приехали 43 представителя России, Украины, Чеченской Республики, Эстонии, Латвии, Грузии, Дагестана, которые приняли Манифест Гуманной педагогики, обращенный к современникам. В нём — призыв отказаться от авторитарности. Детям нужна педагогика любви, добра, понимания, защиты, сочувствия, которая будет формировать духовность, благородство, расширять познавательное начало. Там есть слова, которые обращены к каждому: «Нашему образовательному миру не хватает Света лично вашего сердца и Разума!»

Персоны