Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
person
ЛАДЫЖЕНСКАЯ ТАИСА

ЛАДЫЖЕНСКАЯ ТАИСА АЛЕКСЕЕВНА

ЛАДЫЖЕНСКАЯ ТАИСА АЛЕКСЕЕВНА
Доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Основатель коммуникативно – риторической научной школы, первой в России кафедры риторики и культуры речи. Автор учебников по русскому языку, концепций и программ по школьной и педагогической риторике, лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ.
Награждена медалью К.Д.Ушинского.

«В школе будущего должен существовать специальный учебный предмет – риторика как предмет культурообразующего и интегрирующего характера, в основе которого лежит сугубо человеческое начало — общение».
«Создавая школу будущего, мы не должны забывать, что именно риторика решает ряд задач гуманизации всей системы образования, увеличивая его человеческий, культурный, социальный потенциалы». (Т.А.Ладыженская)
Именно благодаря этому замечательному ученому в 70-е годы прошлого века в школьное обучение был введен новый компонент программы по русскому языку – «развитие связной речи», реализованный в учебниках, которые были отмечены Государственной премией СССР в 1984 г., и переиздаются до сих пор! Кроме того, профессор Ладыженская является основателем уникальной на сегодняшний день коммуникативно-риторической школы «Риторика общения», чья уникальность в том, что там познаются законы творчества, формируются идеи и убеждения, необходимые для реализации научных поисков и исследований, где учатся не только мыслить, говорить, творить, но и жить достойно, в соответствии с идеями и убеждениями, реализуемыми в процессе научных изысканий. Все это направлено на формирование духовной культуры любого человека. А это – любовь к Родине, справедливое и позитивное отношение к миру и личности, толерантность. Это – неприятие зла, несправедливости, лжи и лицемерия. Все эти качества в полной мере присущи Таисе Алексеевне.Ее всегда отличали: постоянное стремление к новому, способность генерировать самые неожиданные и, как показывает опыт, продуктивные идеи, реализация которых привела к существенному изменению теоретических и практических подходов к решению актуальных методических проблем, имеющих социальное значение. Многим известны учебные пособия Т.А.Ладыженской: «Теория и практика сочинений», «Система работы по развитию связной устной речи учащихся», «Развивайте дар слова», «Методика развития речи в 4 – 8 классах» и др.
Стремление решить проблему развития связной речи школьников привело ученого к разработке содержания курса риторики как учебной дисциплины в школе и вузе. Так родилась идея риторического образования в нашей стране, для реализации которой под ее руководством создан комплекс учебных пособий с 1-го по 11 класс: «Детская риторика» (I – IV кл.), «Школьная риторика» ( V – VII кл.), «Риторика» ( VIII –XI кл.) А в 1988 году на филологическом факультете МПГУ была создана кафедра риторики и культуры речи. Идея формирования профессионально значимых коммуникативных умений явилась концептуальной основой первой в России кафедры, имеющей речеведческую направленность.
Более 400 ее работ – это золотой фонд любого исследователя в области риторического и методического образования. Школа. Ладыженской – это огромная аудитория страны: ученики, которые учатся по ее учебникам; учителя, которые учат школьников не только познавать тайны языка и речи, понимать и чувствовать «дар слова», но, прежде всего, взаимодействовать, эффективно общаться с помощью этого дара в разных жизненных ситуациях; аспиранты и докторанты, которые принимают, развивают и пропагандируют идеи своего Учителя. Именно о таких людях, как профессор Ладыженская, говорят: «Мало их, но ими расцветает жизнь. Это — двигатели двигателей. Это — соль соли земли нашей».
Проходят годы. Т.А. Ладыженской уже 85 лет. А великая сила ее идей, энергия ее научных изысканий, щедрость, искренность убеждений и высокая духовность по-прежнему наполняют каждого, кто соприкоснулся с этим поистине Великим Человеком и Учителем.

Персоны