Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person
ЛАДЫЖЕНСКАЯ ТАИСА

ЛАДЫЖЕНСКАЯ ТАИСА АЛЕКСЕЕВНА

ЛАДЫЖЕНСКАЯ ТАИСА АЛЕКСЕЕВНА
Доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Основатель коммуникативно – риторической научной школы, первой в России кафедры риторики и культуры речи. Автор учебников по русскому языку, концепций и программ по школьной и педагогической риторике, лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ.
Награждена медалью К.Д.Ушинского.

«В школе будущего должен существовать специальный учебный предмет – риторика как предмет культурообразующего и интегрирующего характера, в основе которого лежит сугубо человеческое начало — общение».
«Создавая школу будущего, мы не должны забывать, что именно риторика решает ряд задач гуманизации всей системы образования, увеличивая его человеческий, культурный, социальный потенциалы». (Т.А.Ладыженская)
Именно благодаря этому замечательному ученому в 70-е годы прошлого века в школьное обучение был введен новый компонент программы по русскому языку – «развитие связной речи», реализованный в учебниках, которые были отмечены Государственной премией СССР в 1984 г., и переиздаются до сих пор! Кроме того, профессор Ладыженская является основателем уникальной на сегодняшний день коммуникативно-риторической школы «Риторика общения», чья уникальность в том, что там познаются законы творчества, формируются идеи и убеждения, необходимые для реализации научных поисков и исследований, где учатся не только мыслить, говорить, творить, но и жить достойно, в соответствии с идеями и убеждениями, реализуемыми в процессе научных изысканий. Все это направлено на формирование духовной культуры любого человека. А это – любовь к Родине, справедливое и позитивное отношение к миру и личности, толерантность. Это – неприятие зла, несправедливости, лжи и лицемерия. Все эти качества в полной мере присущи Таисе Алексеевне.Ее всегда отличали: постоянное стремление к новому, способность генерировать самые неожиданные и, как показывает опыт, продуктивные идеи, реализация которых привела к существенному изменению теоретических и практических подходов к решению актуальных методических проблем, имеющих социальное значение. Многим известны учебные пособия Т.А.Ладыженской: «Теория и практика сочинений», «Система работы по развитию связной устной речи учащихся», «Развивайте дар слова», «Методика развития речи в 4 – 8 классах» и др.
Стремление решить проблему развития связной речи школьников привело ученого к разработке содержания курса риторики как учебной дисциплины в школе и вузе. Так родилась идея риторического образования в нашей стране, для реализации которой под ее руководством создан комплекс учебных пособий с 1-го по 11 класс: «Детская риторика» (I – IV кл.), «Школьная риторика» ( V – VII кл.), «Риторика» ( VIII –XI кл.) А в 1988 году на филологическом факультете МПГУ была создана кафедра риторики и культуры речи. Идея формирования профессионально значимых коммуникативных умений явилась концептуальной основой первой в России кафедры, имеющей речеведческую направленность.
Более 400 ее работ – это золотой фонд любого исследователя в области риторического и методического образования. Школа. Ладыженской – это огромная аудитория страны: ученики, которые учатся по ее учебникам; учителя, которые учат школьников не только познавать тайны языка и речи, понимать и чувствовать «дар слова», но, прежде всего, взаимодействовать, эффективно общаться с помощью этого дара в разных жизненных ситуациях; аспиранты и докторанты, которые принимают, развивают и пропагандируют идеи своего Учителя. Именно о таких людях, как профессор Ладыженская, говорят: «Мало их, но ими расцветает жизнь. Это — двигатели двигателей. Это — соль соли земли нашей».
Проходят годы. Т.А. Ладыженской уже 85 лет. А великая сила ее идей, энергия ее научных изысканий, щедрость, искренность убеждений и высокая духовность по-прежнему наполняют каждого, кто соприкоснулся с этим поистине Великим Человеком и Учителем.

Персоны