ТРИФОНОВА Наталья Николаевна
Директор ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Апрель»
Заслуженный работник социальной защиты Республики Татарстан
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Рихарда Зорге, д. 121
Сайт: https://sobes.tatarstan.ru/gbu-reabilitatsionniy-tsentr-dlya-detey-i.htm
Наталья Трифонова: «Необучаемых детей не бывает!»
Помочь каждому ребёнку — задача настоящего педагога и человека
Путь к успеху важен для каждого из нас. Взрослея, ребёнок мечтает о том, как сложится его жизнь, какое место он займёт в обществе. Большинству удаётся обрести любимую профессию, сделать карьеру, обзавестись семьёй. Но есть среди нас те, кому сделать это достаточно сложно в силу жизненных обстоятельств, и им нужна наша забота и внимание.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» в столице Республики Татарстан Казани ежегодно принимает в своих стенах свыше 500 ребят в возрасте от 0 до 18 лет из числа тех, кто имеет ментальные и другие нарушения здоровья, не позволяющие быстро адаптироваться в окружающем мире.
— Идея этого центра родилась у меня в конце «девяностых». Я проанализировала ситуацию в республике и поняла, что в Казани не хватает именно такого учреждения, — рассказывает директор центра «Апрель» Наталья Николаевна Трифонова. — В те годы очень много «особых» детей считались необучаемыми и сидели дома. Много было случаев отказа от таких малышей в роддомах. Когда мы начинали работу в 2001 году, то первое время сами ходили по домам, убеждали родителей приходить к нам и приводить детей. Разубеждали в том, что их дети необучаемы. «Нет такого слова!» — объясняли мы им.
Постепенно мамы и папы особенных детей поняли, что в центре не просто дают надежду на улучшение здоровья, но и путёвку в большую жизнь. Более того, взрослые, оказавшиеся в этой сложной жизненной ситуации, начали принимать своих детей такими, какие они есть, понимать, что есть помощь, и «отказников» стало в разы меньше. Более того, в центре было налажено тесное взаимодействие между педагогами и родителями.
— Без семьи эффективная работа невозможна, — справедливо утверждает Наталья Николаевна. — Только в совместной работе получается нужный результат. Наши родители — не только помощники во всём, они сами выдвигают инициативы и добиваются их воплощения в жизнь.
В центре «Апрель» работают два отделения — социальной адаптации и медико-социальной реабилитации, а также группа дневного пребывания для детей, которые не сразу могут адаптироваться в детском саду. Здесь реализуются уникальные программы: «Ранняя помощь» (раннее выявление нарушений развития), «Дайте ребёнку шанс» (предупреждение отказов от детей с нарушениями здоровья), «Счастье быть частью» (улучшение качества жизни семей), «Путь в независимость» (освоение трудовых предпрофессиональных навыков).
— Наша основная задача — социально-бытовая реабилитация, которая позволяет детям с особенностями в развитии адаптироваться в повседневной жизни, — поясняет Наталья Николаевна. — Для этого команда специалистов центра для каждого ребёнка разрабатывает индивидуальный маршрут помощи. Все наши специалисты разделяют идею, что каждый ребёнок обязательно должен попасть в детский сад, какой бы ни был у него диагноз. После этого — в школу. Далее — в профессиональное учебное заведение, чтобы стать полезным обществу, самостоятельным, обрести работу. На первом этапе мы приучаем ребёнка к группе детей, к инструкциям педагогов. Родителям объясняем, как помочь воспитателям, чтобы наши подопечные смогли находиться в социуме.
Педагоги и наставники центра в своей работе используют передовые технологии: Денверская модель ранней помощи, эрготерапия, сенсорная интеграция, стратегия визуального подкрепления, мануальный праксис и другие. Весь этот комплекс позволяет значительно улучшить состояние детей, дать им необходимые навыки.
С 2012 года в центре есть подготовка подопечных к школе. Дети учатся выполнять не только индивидуальные, но и общие инструкции, усидчивости на уроке, выполнению элементарных требований и навыков. Упор делается на умение общаться, вести себя правильно во время пребывания в школе, в других жизненных ситуациях.
Стоит отметить, что в центр «Апрель» детей на реабилитацию берут практически с первых дней жизни.
— Мы были одними из первых в России, кто начал заниматься с совсем маленькими детьми. Нет никакого смысла ждать, пока ребёнок подрастёт до 3—5 лет. Начиная занятия с рождения, можно добиться лучших результатов. «Вы знаете, сегодня мы смогли!» — если встреча с родителями начинается с этой фразы, значит мы сделали ещё один шажок в реабилитацию ребёнка и принесли радость его семье, — акцентирует Наталья Николаевна Трифонова.
Именно такой подход к делу вывел центр на ведущие позиции в стране. «Апрель» — постоянный участник конкурсов всероссийского уровня, обладатель многих грантов. Руководитель и педагоги большое внимание уделяют самосовершенствованию. Они постоянно учатся, повышают квалификацию, внедряют новаторские методы обучения и воспитания «особенных» детей.
В 2012 году центр был награждён дипломом Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в номинации «Раннее вмешательство». В 2021 году — дипломом Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ за наилучшие результаты по формированию доступной среды. Также учреждение признано одним из победителей Всероссийского конкурса «ИнваПрофи». Неоднократно специалисты центра становились призёрами и победителями республиканского конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания». Руководитель центра Наталья Николаевна Трифонова награждена нагрудным знаком «Отличник социальной защиты РТ» и рядом почётных правительственных и ведомственных грамот, имеет звание «Заслуженный работник социальной защиты РТ». В 2022 году она стала лауреатом Всероссийского конкурса профессионального мастерства в номинации «За созидание и долголетие в профессии».
— Я очень люблю детей. Если вижу, что для каких-то ребят что-то не делается, то понимаю: так не должно быть. Очень мотивирует, когда получается то, что никто другой не может сделать. Мне нравится, когда мама уходит сияющая, ребёнок радостный. Хочу быть постоянно полезной детям, — в этом я вижу секрет успеха нашего общего с коллегами дела, — утверждает Наталья Николаевна.
Татьяна Гурышкина