КОВАЛЕВ Антон Михайлович
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова»
Почётный работник воспитания и просвещения РФ
Адрес: г. Калуга, ул. Николо-Козинская, д. 68
Сайт: http://sch45.com.ru/
Школа успеха и неограниченных возможностей
Крупнейшая образовательная организация Калужской области —
территория «взлёта» для каждого ребёнка
«Учу истории, ценю настоящее, воспитываю будущее», — этот девиз написан на главной странице личного сайта Антона Михайловича Ковалёва — современного и энергичного директора школы № 45 города Калуги. За этой небольшой фразой скрывается незаурядный талант руководителя, любовь к своему делу и детям.
Школа № 45 — одно из самых передовых общеобразовательных учреждений страны. Это подтверждает и статус её руководителя. В прошлом году Антон Михайлович вошёл в число лучших директоров России, став финалистом первого профессионального конкурса «Директор года». В этом интервью он рассказывает о том, что нужно для того, чтобы успех сопутствовал во всём…
— Прошлый и нынешний год для меня и школы был очень удачным. В октябре 2021-го мой профессиональный уровень оценили на всероссийском конкурсе. В апреле этого года состоялся отборочный тур Центрального федерального округа в конкурсе «Флагманы образования». Наша команда тоже прошла в финал. Трое педагогов на муниципальном уровне стали финалистами отборочных туров «Учитель года». Учитель Наталья Александровна Захарова победила в конкурсе «Лучший педагог дополнительного образования Калужской области». Теперь ей предстоит представлять нас на федеральном уровне, — рассказывает Антон Михайлович.
— Какие ключевые события, произошедшие в последнее время, вы можете выделить?
— Начну с того, что мы являемся партнёром федерального проекта Музея Победы на Поклонной горе «Школьный музей Победы». В нашей школе музей существует с 2006 года, но до недавнего времени это была довольно обычная неструктурированная экспозиция. Сейчас мы радикально поменяли концепцию. Теперь у нас, по сути, несколько интерактивных экспозиций и одна из них — в историческом корпусе — расположена не в отдельном помещении, а прямо в рекреации. Получается, что дети находятся буквально «внутри» экспозиции постоянно. Я, как эксперт федерального проекта, стараюсь постоянно находить что-то новое, исследую опыт коллег. Наши экспонаты скоро будут выставлены на Поклонной горе — это большая честь для нас. Ещё одно событие — патриотический форум «Сила в правде», который прошёл в апреле этого года. Нашу работу оценил министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов. В диалоге с министром я высказал мысль о необходимости ввести в школе уроки патриотизма. Об этом говорили и мои коллеги. Вскоре эта идея легла в основу проекта «Разговор о важном».
— В образовательном плане какие у вас есть особенности, инновации?
— Мы поддерживаем все федеральные проекты в сфере педагогики и воспитания подрастающего поколения. Являемся федеральной площадкой «Успех каждого ребёнка». Есть у нас и свои наработки. В первую очередь это образовательные модели классов. У нас есть классы: пушкинские (социогуманитарные), инженерные, кадетские (Юнармия), экологический класс. В проекте — открыть педагогический, чтобы потом выдавать выпускникам целевые направления в вузы и возвращать их в школу уже в качестве учителей. Разработана у нас интересная технология выездного учебного дня: один день проводится за пределами школы. Это может быть музей, экоферма, какое-то интересное место. При этом мы не ограничиваемся чем-то одним: уроки проводятся все по расписанию, по пути — в автобусе. Действует и проект методического автобуса для учителей, когда сочетается выезд в другую школу или на познавательную экскурсию, а в процессе проводится педагогический семинар.
— Как реализуются творческие потребности взрослых и детей в школе?
— У нас есть замечательные проекты: «Две звезды» и школьный театр «Пушкин». «Две звезды» у нас уже шестой год. Он любим, востребован, в нём принимают участие все: ученики, педагоги и персонал, родители, бабушки и дедушки. А театральный проект мы скоро представим премьерой спектакля об Александре Пушкина и Наталье Гончаровой. Причём постановка будет не в зале, а на парадной лестнице школы. Это будет «бомба»!
— Ваша школа считается не только лучшей, но и уникальной. Расскажите об этом.
— У нас два корпуса: исторический — с 1981 года и новый, построенный в 2017 году. Новый корпус — это действительно уникальный проект: 30 тысяч квадратных метров образовательного пространства, два бассейна, четыре спортивных зала, киноконцертный комплекс на 500 мест, теплицы. С этим у меня связана история, которую можно назвать мистической. Несколько лет назад на Рождество мне приснился сон о том, что я строю новую школу, и он оказался вещим. Вскоре мне действительно предложили воплотить в жизнь проект нового здания.
— У вас обучаются около 4000 детей. Коллектив школы, насколько он нацелен на результат?
— На все сто процентов и даже больше. Под моим началом работает 224 человека, и, отмечу, из них сорок шесть — мужчины. Это мой принцип, потому что мужское начало в педагогическом процессе немаловажно. Креативный, ответственный подход к делу у всего коллектива. Дети, их успешность для нас главное.
— В таком большом коллективе обязательно должна быть преемственность…
— Конечно, у нас очень развит институт наставничества. Более того, у меня самого есть ментор — директор 2006-й московской школы Вера Алексеевна Илюхина — очень грамотный и опытный руководитель. Мы дружим, и я многому у неё учусь.
— Слоган вашего коллектива — «Школа успеха и неограниченных возможностей». Раскройте его смысл.
— У каждого человека своя история успеха. Успешный — это не обязательно нобелевский лауреат, видный политик или известный деятель спорта или культуры. Каждый из нас поднимается по социальной ступени со своей скоростью. Для одного ребёнка успех — это, например, победа на большом конкурсе. Для другого и полученная «тройка» тоже успех, маленькая ступенька к вершине. А наша педагогическая миссия — дать каждому ученику шанс, возможность пережить свою «минуту славы».
— В чём вам видится секрет успеха?
— Всё очень просто: надо любить своё дело, подходить к нему нестандартно, «с огоньком». Я за 25 лет работы не помню ни одного дня, чтобы, проснувшись утром, подумать: «Ой, как не хочется!» Каждый день я иду в школу с таким настроением, как будто у меня день рождения. И стараюсь, чтобы школьная жизнь не была скучной, однообразной. Вот, если такое есть, то успех неизбежен. И для меня, как директора, и для коллектива, и для детей.
* * *
К этому интересному и полезному рассказу остаётся только добавить, что трудолюбие и энтузиазм Антона Михайловича Ковалёва многократно отмечен на всех уровнях. Он имеет Почётные грамоты и благодарности от профильных министерств и ведомств, в том числе и от Министерства образования и науки (2014 г.). Награждён знаком «Почётный работник воспитания и просвещения РФ», Почётным знаком «Маршал Советского Союза Г.К. Жуков» I степени, медалью Калужской епархии Русской Православной Церкви Праведного Лаврентия, Медалью «Отцовская доблесть» и ещё рядом заслуженных и престижных наград.
Татьяна Невская