101 ретроавтомобиль
Именно столько машин приняли участие в уникальном ралли, прошедшем в Москве
Свыше 90 тыс. человек посетили праздничные мероприятия в День московского транспорта, который в пятый раз был организован в столице. Впервые транспортный праздник в Москве отмечался 8 июля 2017 года. Он был приурочен к 145-летию появления в городе конки. Соответственно, в 2022 году этому событию исполнилось 150 лет.
Сегодня коллектив работников московского транспорта — это более 250 тыс. сотрудников. На данный момент свыше 66 % москвичей предпочитают общественный транспорт личному. В мегаполисе запущен ряд проектов мирового уровня. Это МЦК, МЦД, Большая кольцевая линия метрополитена. Столичная система наземного транспорта — крупнейшая в Европе. На данный момент в Москве на 95 % обновлён парк трамваев, на 70 % — вагонов метро, на 65 % — пригородных электричек. В городе сейчас самый большой и молодой среди европейских стран парк электробусов. Их число превышает тысячу единиц.
Между тем самым зрелищным и многолюдным в программе празднования Дня московского транспорта стал первый масштабный городской фестиваль «Ретрорейс». Он прошёл на площадке Воробьёвых гор перед МГУ. Здесь были представлены автомобили, произведённые в основном в период 50-х — 70-х годов минувшего столетия. Это легковые и грузовые авто, специализированный транспорт, автобусы. Посетили мероприятие свыше 30 тыс. человек.
Организатором фестиваля выступил Музей транспорта Москвы совместно с мэрией столицы. Сам музей представил 20 экспонатов, среди которых — автобусы ЦАРМ «Рица» и ЗИС-155, грузовые автомобили МАЗ-205 и ПМЗ-17, модельные ряды «Москвича», «Волги». Свои коллекции продемонстрировали также Музей ГИБДД, «Победа-клуб», «Lada History», частные владельцы ретроавтомобилей.
Чтобы взглянут, к примеру, на уникальный экземпляр омнибуса «DAIMLER-MARIENFELDE», посетители фестиваля выстроились в очередь. И неудивительно: омнибус впервые представили широкой публике. Мало того, именно с этой модели началось автобусное движение в Москве. «Даймлер» перевозил пассажиров на первой автобусной линии столицы, которая проходила в 1907 году от заставы у Марьиной Рощи до Останкино.
Ещё один уникальный и, как утверждают знатоки, единственный экземпляр в мире — РАФ 21А «АФАЛИНА» — получил массу восторженных отзывов от посетителей экспозиции. Несмотря на разговоры о том, что это авто сотворили в Риге, есть и другая информация. По имеющимся весьма достоверным сведениям, автор этого уникального экземпляра — самоучка Алексей Арсеньев. Создавал он машину в период 1976 – 1977 годов, когда работал в гараже МВД кузовщиком.
Кульминацией фестиваля «Ретрорейс» стало ралли, в котором приняли участие почти все образцы автомобилей «Москвич», «Волга», «Жигули», «Запорожец». Особе место занимали машины «Победа». Представлены были и зарубежные ретроавтомобили, пользователями которых сегодня являются граждане России. Это спортивный BMW-318, BMW-525 выпуска 1982 года, несколько машин марки «Мерседес».
В течение пяти часов автоколонна, состоящая из 101 ретроавтомобиля, преодолела маршрут, который включал центральные проспекты, улицы и площади Москвы. Завершился «Ретрорейс» на месте старта. Ни один автомобиль из пробега не выбыл.
Валерий Будумян
фото автора