Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Краснодар

17 июня, 2019 1113 Просмотров
Поделиться

В город успешных людей едут за ключами от рая

Кубанская столица – один из самых привлекательных городов для проживания и ведения бизнеса. Промышленный, аграрный, научно-технический потенциал Краснодара, прямой выход на международный рынки, а также благоприятный климат притягивают в регионе много инвесторов и трудовых мигрантов. Но стремительный рост населения несёт в себе серьёзные угрозы. Без достойного ответа на новые вызовы пересыщенный народом, авто и хаотично возводимыми новостройками город успешных людей может превратиться в «каменные джунгли».

Дар императрицы

Появление Краснодара на карте России – результат региональной политики императрицы Екатерины II, связанной с присоединением к владениям Российского государства Крыма, Тавриды и Кубани. К концу XVIII века границы Турции были отодвинуты далеко на юг. Свежезавоёванные земли на обширной территории между рекой Кубань и Азовским морем пустовали, их следовало обживать и охранять.

Богатый край с плодородной землёй, рыбными угодьями и отличными условиями для животноводства достался казакам – переселенцам из Запорожской Сечи. 30 июня 1792 года Екатерина II подписала Жалованную грамоту, в соответствии с которой Черноморское (Запорожское) войско получило кубанские земли в дар, то есть навечно и безвозмездно.

9 июня 1793 года был заложен пограничный городок Екатеринодар. Дар императрицы казаки оценили по достоинству. На берегу реки Карасун они поставили крепость и церковь. А вокруг – курени-казармы. Севернее – рубленые дома и хаты, которые заселили гражданские: кузнецы, пекари, портные, ткачи, мясники и даже иконописцы.

XIX век оказался переломным в истории Екатеринодара. В 1860 году он получил статус административного центра Кубанской области. Но ключевым событием стало строительство в 1870-1880-х годах железной дороги Тихорецк – Екатеринодар – Новороссийск. Скоростной путь открыл большой мир торговли и промышленного потенциала. Осесть в нём спешили русские купцы, армяне, турки, персы. Появились первые заводы – металлообрабатывающий и чугунолитейный, а также центр переработки нефти. Екатеринодар рос невиданными темпами. За 20 лет он превратился не только в крупный торгово-промышленный и транспортный центр Северного Кавказа, но и в город успешных людей.

Точку в судьбе неуклонно богатеющего Екатеринодара и его состоятельных обитателей поставила советская власть. В 1920 году город утратил и всякую жажду к обогащению, и своё историческое имя. Ревком Кубани посчитал «…название Екатеринодар напоминающим рабские времена, совершенно бессмысленным в республике труда навсегда освободившихся от потомков Екатерины и их приспешников», и постановил просить ВЦИК переименовать город в Краснодар.

Лучший для бизнеса

Сегодня Краснодар – крупный экономический, научный и культурный центр в южном регионе России. Мощный стимул для развития в последние годы он получил благодаря бурному росту на Кубани туризма и сельского хозяйства, а также проведению Зимней Олимпиады – 2014.

Сегодня Краснодар пытается возвратить себе давно потерянную вывеску города успешных людей. И не без результата. В разные времена – и в кризисы, и во времена экономического роста, влиятельный журнал Forbes неизменно объявляет Краснодар одним из лучших городов для бизнеса. А Кубань, по версии Агентства стратегических инициатив, стабильно входит в Tор-10 российских регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.

Успех края эксперты определяют по довольно простому алгоритму. В пользу Кубани свидетельствует, например, высокий уровень аграрного, производственного, научно-технического потенциала. Не последнюю роль играет и развитая транспортная инфраструктура, морские, железнодорожные, авиационные, автомобильные сообщения. Это означает, что регион имеет прямой выход к международным торговым путям и рынкам сбыта.

К тому же здоровый климат: морской воздух и тёплая, солнечная погода, способствуют активному развитию индустрии туризма и отдыха. Сегодня, судя по всему, маркетинговая борьба с заморскими конкурентами за российского туриста проходит довольно успешно. В слоган «Если есть на свете рай – это Краснодарский край» в 2017 году поверили порядка 16 млн человек.

 

Великое переселение

Лаконичная фраза закрепилась в сознании не только отдыхающих. С начала XXI века Краснодар переживает великое переселение. В поисках лучшей жизни в город переезжают и россияне, в основном, из северных районов, и трудовые мигранты из азиатских республик. Хотя Краснодар, находящийся от Черного и Азовского моря в 150 км, не совсем здравница, но ключи от солнечного рая точно находятся здесь, полагают переселенцы.

В итоге число жителей краевого центра неуклонно растёт. Если, по данным мэрии, в 2010 году в городе постоянно проживало около 745 тыс. человек, то в 2017 году – уже более 1,3 млн. «Неместных» привлекает не только климат и природа, но и доступное жильё, удачное расположения города на пересечении важных транспортных путей, а также возможности учёбы в вузах и стабильной работы. В 2017 году уровень безработицы в Краснодаре самый низкий в стране – 0,3%.

 

Структура бизнеса

Действительно, в Краснодаре существуют большие возможности для самореализации. Основа его экономики – это наиболее динамично развивающиеся отрасли: машиностроение, строительство и производство стройматериалов, транспорт, аграрный сектор, энергетический комплекс. Краснодар выпускает компрессоры и запчасти для них, измерительную технику, металлорежущие станки, цепи к комбайнам, солнечные батареи, средства радиосвязи, бытовую технику, гидравлическое оборудование, путевые машины, аттракционы и многое другое.

Нефтяная промышленность Краснодара – одна из старейших в России. Сегодня в городе функционируют нефтеперерабатывающий завод, предприятия по производству нефтяного оборудования, по добыче, хранению и транспортировки газа.

Причём, особенностью последних лет является появление новых производств и торговых площадок, бизнес- и развлекательных центров. Настоящий бум переживает жилищное строительство. По объёмам вводимого жилья Краснодар уступает только Москве и Питеру.

Градообразующих предприятий как таковых в краевом центре нет. Но позиции крупного бизнеса в городской и краевой экономике достаточно сильны. Лидеры на краснодарском рынке – ЗАО «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод – Краснодарэконефть», ОАО «Филип Моррис Кубань» (табак и табачные изделия), немецкий комбайновый завод Claas, Краснодарская ТЭЦ и другие.

Статистика обращает внимание на высокую предпринимательскую активность местного населения. По информации департамента экономического развития, в Краснодаре – более 94 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. В нём задействовано более 245 тыс. человек, (40,5% от населения, занятого в экономике краевого центра). 70% предпринимателей ведут бизнес в сфере торговли и услуг. Это и понятно, гораздо сложнее организовать производство и вывести продукцию на рынок, нежели что-то купить и заработать на перепродаже.

Не превратиться в «каменные джунгли»

Сегодня Кубань не обсуждает только ленивый. В разгар санкций, падения цен на нефть и инфляция её промышленность показала опережающую динамику. Причём, рекордную. По итогам 2017 года рост промышленного производства составил 4%, это в два раза больше общероссийских показателей. Ряд секторов Краснодара также оказались в числе «рекордсменов». Так, производство машин и оборудования показало рост на 43,3%, электрооборудования, электроники и оптики на 47,9%. Стабильно развивались сельхозпредприятия, розничная торговля, сфера общественного питания и транспорт.

Но такому амбициозному городу, как Краснодар, нужна более высокая динамика. Прогноз местных властей: к 2020 году объёмы выпуска промышленной продукции вырастут в три раза – до 471 млрд рублей. Точками роста производственной сферы должны стать новые территории и площадки.

Другим «флагманским» проектом в Краснодаре называют создание комфортной среды проживания. Рост населения и строительный бум ещё не означает улучшения качества жизни. Проблем общественного пространства в кубанской столице в избытке, они никуда не исчезают, а, наоборот, стремительно множатся. Одна из них – пробки и слабое транспортное сообщение между районами города.

Поэтому в дальнейшем город должен сделать ставку на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В сложившихся реалиях другой альтернативы нет. В противном случае пересыщенный жителями, машинами и хаотично возводимыми новостройками город успешных людей постепенно превратится в «каменные джунгли». По итогам 2017 года объём промышленного производства оказался на уровне 104%, это в два раза больше общероссийских показателей.

Валерий Горбачёв

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр