Альтер Эго
Валентин Вальков
Нас тёмные, как Батыи,
Машины поработили.
А в ночь, поборовши робость,
Создателю своему
Кибернетический робот:
«Отдай, — говорит, — жену!
Лучше по-хорошему отдайте!..»
О хищные вещи века!
(Андрей Вознесенский «Бунт машин»)
В области своей активности, в мире моральном и социальном, человек – действующая сила. Но в мире материальном, на производстве, человек не является главным действующим лицом, он лишь инструмент, деталь, «винтик». Он это понимает, и гордость его уязвлена. Потому ищет себе замену. Так появилась идея робота.
Современная технология и инженерия вплотную этим занимаются. Робототехника массово заменяет человека на производстве, учёные и специалисты хайтека уже работают над созданием человекоподобных механизмов, обладающих разумом. Но надо понимать, что тут есть грань, за которую переступать опасно.
ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЁ
Андрей Ларин профессию выбрал ещё в детстве. Посмотрел по телевизору довоенный фильм «Вратарь», и – заболел. Нет, он не стал футбольным болельщиком, его героем был не вратарь Кандидов, а инженер Карасик, который создал говорящего робота – помощника и секретаря. Думал: «Вырасту, выучусь на инженера и сделаю себе такой».
Про Карасика с его примитивным роботом он, конечно, забыл, но путь в профессию был выбран. Окончил МГТУ, стал инженером, специалистом по промышленным роботам, за десять лет работы накопил опыт, защитил диссертацию и преподавал в родном университете. У него была интересная тема, неограниченное поле для творчества – роботизация производства приобретает лавинный характер. В последние годы увлёкся проблемой искусственного интеллекта, побывал в Японии и США, где созданы человекоподобные роботы.
Своим девизом он сделал высказывание своего кумира, изобретателя Николая Теслы: «Вам знакомо выражение – выше головы не прыгнешь? Это заблуждение. Человек может всё». Он задумал осуществить свою давнюю мечту – сконструировать робота, подобного человеку. И сделать его настоящим другом, своего рода альтер эго, вторым «Я». Технологией создания искусственного интеллекта он овладел, имел готовые проекты человекоподобных роботов. И возможности были – университетская лаборатория, связи с производством и зарубежными коллегами. Доцент Ларин разработал свой собственный проект, который намеревался представить в виде докторской диссертации. Ему светило звание профессора, а это было дополнительным стимулом. Два года упорной работы воплотили проект в реальность – робот был готов.
Процесс его создания был начат с головы. На 3D-принтере была изготовлена черепная коробка, кожный покров и мышцы лица сделаны из полимеров и силикона, чтобы робот обладал мимикой. В глаза встроены миниатюрные камеры, в уши – микрофоны.
Чтобы поставить робота на ноги, Ларин использовал мировой опыт. Роботизированные конечности – руки, ноги – уже существуют и используются в качестве биопротезов, надо было сочетать их в одной конструкции. Мозг заменяет компьютер, в качестве внутренних органов установлены электроника, двигатели, развитая энергетика, аккумуляторы, фотоэлементы, преобразователи. Система кинематических, пневматических и электрических связей обеспечивает взаимодействие «органов», машина функционирует как единое целое. Им управляют сложные программы, множество датчиков, своего рода органы чувств, позволяют роботу ориентироваться в пространстве, регистрировать освещённость, влажность, изменения температуры, звуки. Электронный мозг реагирует на происходящее, распознает речь человека, принимает решения и действует как по команде, так и самостоятельно. Комплектующие были изготовлены на специализированных производствах, в том числе японских, сборку Ларин провёл у себя в лаборатории с помощниками.
Программным обеспечением Ларин занимался вместе с аспиранткой Катей, отличным программистом, его спутницей по жизни. Они уже давно жили вместе, считались семейной парой. В загсе они ещё не были: увлечённые наукой, остальное откладывали на потом, считая, что у них всё впереди.
Когда робот был готов и протестирован, вся команда Ларина с восхищением любовалась своим детищем. У них всё получилось. Робот выполнял все действия без участия оператора, двигался, ходил, улыбался, хмурился, моргал, отвечал на вопросы. Слушая команду, он смотрел прямо в глаза, и поначалу у многих это вызывало оторопь.
Робота одели как студента – майка, потёртые джинсы, кроссовки. Ларин в первый день не мог с ним расстаться и привёз к себе домой.
«ДАВИД» ЗАГОВОРИЛ И НАЗВАН РОБЕРТОМ
В большой комнате за столом сидели Ларин и Катя, а напротив парень, приятной внешности, похожий на студента перед экзаменом, отстранённый, без выражения на лице. Веки, брови, ресницы, подвижные зрачки глаз, подвижные губы – все соответствовало облику человека. Он иногда вздыхал – работала пневматика. Ларину он нравился безумно, эйфория ещё не прошла, и он воскликнул, как Микельанджело перед статуей Давида, восхищенный своим творением:
– Да заговори же ты!
Робот поднял голову, на его лице появилось осмысленное выражение, но он не произнёс ни звука. Ларин понял, что он не реагирует на эмоциональное восклицание, и спросил:
– Ты меня слышишь?
– Слышу, да. – Робот улыбнулся и добавил: – Не глухой.
Ларину понравилась ироническая нотка в его ответе. Парень с юмором, подумал он, значит, с искусственным интеллектом всё в порядке.
– Скажи, как ты себя чувствуешь, как твои дела?
– Превосходно. Рад, что вы мной интересуетесь.
– Меня зовут Андрей, рядом со мной – Катя. Тебя я назову Альтер Эго.
Робот нахмурился и промолчал.
В разговор вступила Катя:
– Ты знаешь, кто с тобой говорит?
– Андрей – мой создатель, я его уважаю. А вы – Катя.
– Ты запомнил, как тебя зовут?
Робот насупился, наморщил лоб, и ответил не сразу:
– В моей памяти записано имя Робот. Мне оно не нравится. Мне также не нравится имя Альтер Эго. Альтер – это другой. Почему я другой? Я сам по себе, какой есть.
– А если мы назовём тебя Робертом? Для нас ты будешь Боб, или просто Бобби.
– Это имя лучше. Я согласен.
– Скажи, сколько тебе лет?
– У меня такое ощущение, что я только что родился. Но я взрослый. Наверное, я долго спал и только что проснулся.
Андрей перевёл разговор в деловое русло.
– У тебя есть профессия, что ты можешь делать?
– Могу вести домашнее хозяйство. Сходить в магазин, купить продукты, приготовить пищу. Присмотреть за ребёнком, покормить его, могу ухаживать за больным. Но мне больше нравятся интеллектуальные занятия.
– Какие, например?
– Например, работа с научной литературой, поиск нужных данных в сети… Могу набрать текст на клавиатуре, сверстать оригинал-макет книги. Дадите принтер и бумагу, изготовлю небольшой тираж.
– Да тебе цены нет. А сейчас сходи на кухню и приготовь нам кофе.
– Это можно. Если хочет Катя…
Катя рассмеялась, довольная.
Молодые люди убедились, что их создание не только выглядит реалистично, но и ведёт себя осмысленно, даже эмоционально, почти по-человечески. Легко распознает речь, осмысленно поддерживает беседу, с ним не соскучишься. К тому же «образован», много знает – обладает богатым софтом и имеет мгновенный доступ в Интернет: когда он «думает», это значит – справляется в паутине.
Ларин был счастлив – его идея осуществилась. Роберт будет настоящим помощником, возможно, другом и даже альтер эго, хоть это роботу и не нравится. Ларин гордился, что он опережает время и уже создал себе такого помощника, о котором мечтал. Это вам не робот-секретарь, не автоответчик, не кибер-консультант в японском магазине.
СЕНСАЦИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
На другой день Андрей Ларин в большой аудитории представил Роберта своим студентам. Это была сенсация, и желающих набежало, как на рок-концерт, мест всем не хватило, стояли в проходах и в дверях.
Роберт занял кафедру и учтиво поздоровался. Ларин попросил задать ему вопросы. Первый же ответ вызвал оживление в зале:
– Как ты относишься к своему создателю?
– Он хороший учитель. Он может научить тому, что сам не умеет.
Слушатели зааплодировали, а Ларин поморщился.
– Скоро ли роботы заменят людей?
– А вам это надо? Вы хотите остаться без работы?
И снова гул одобрения.
– Боб, запишись в нашу группу, будем вместе учиться!
– Зачем я вам нужен? Писать шпаргалки? Я много знаю и многое умею, в школяры не пойду.
– Мы с тобой будем дружить!
– У вас, у студентов, в мышлении и поведении нет логики, вами управляют чувства, желания и мечты. Мне это непонятно.
– Мы любим пиво, скажи, ты любишь пиво?
– Нет, я не буду пить пиво. Мне это не нужно.
– Какой ты несовременный.
Роберт гордо поднял голову и высокомерно отпарировал:
– Я ультрасовременный. Но я нахожу кайф в другом…
– В чем именно?
– В переменном токе и в ярком солнечном свете.
Особое оживление в зале вызвал вопрос:
– Как ты относишься к девушкам?
– Положительно. Особенно к студенткам. Я считаю, что отсутствие у них нарядов очень их украшает.
Восторгам не было конца. Со всех сторон слышались крики:
– Роберт, какой ты милый! – это девушки.
– Бобби, приходи к нам ещё!
– Боб, прочитай нам лекцию!
Роберт улыбался, поворачивал голову в ту и другую сторону. Жестом показал на Ларина:
– Если хотите и разрешит мой научный руководитель, я могу прочитать вам лекцию об искусственном интеллекте.
Все зааплодировали и закричали: хотим, хотим! Роберт слегка поклонился, было видно, что популярность ему по душе. Когда студенты были отпущены, Ларин спросил у него, что он там ляпнул насчет учителя. Роберт ответил: пошутил, чтобы оживить аудиторию. Ларин озадаченно хмыкнул.
В первые дни доцент поручал кибер-помощнику подобрать литературу по теме, проанализировать её, сделать выписки, написать реферат, перевести с английского статьи по заданной тематике, отыскать нужные данные. Роберт управлялся, постоянно консультируясь с Катей. Но работал вполне самостоятельно, заменяя целую команду помощников. У Ларина появился отличный ассистент, это радовало. Но… с другой стороны, что теперь будут делать его студенты? Им ведь нужны навыки научной работы.
Ларин, желая испытать Роберта в аудитории, предоставил ему конспекты своих лекций, посоветовав не углубляться в научные дебри, говорить о доступных вещах и дал один академический час на выступление. К его удивлению, он услышал слово в слово лекцию знакомого японского профессора из Токийского университета, взятую из Интернета. Роберт перевёл её с английского. Студенты поблагодарили лектора оживленными возгласами и аплодисментами.
Ларин сделал выговор Роберту за нарушение инструкции, самовольство и использование чужого текста без ссылки на автора. Роберт ответил, что он просмотрел конспекты, но не нашёл в них чётко выраженной концепции, у него не было времени на подготовку и он взял готовую хорошую статью. Студенты слушали его внимательно, и он имел успех. Ларин заметил ему:
– Твоя лекция была лишена креатива, ты просто механически зачитал чужой текст, переведённый с ошибками. Лекция, общение со студентами – это тоже творчество, а ты этого не понимаешь.
Роберт обиделся и ушёл жаловаться Кате.
РОБЕРТ В РОЛИ НЯНЬКИ
Замужняя сестра Ларина Лидия называет себя многодетной матерью – у неё на руках трое детей: годовалая дочка, сынишка детсадовского возраста и недотепа муж. Она уже видела Роберта, знала о его способностях в домоводстве и уходе за детьми. Мужа отправили в командировку, и она обратила к брату за помощью, имея в виду Роберта. Ларин обрадовался – есть возможность провести испытание робота в новом качестве. Он согласился предоставить кибер-няньку на неделю. Нужна лишь кушетка на ночь и розетка для подзарядки аккумуляторов.
Спустя три дня сестра позвонила Андрею и попросила немедленно забрать Роберта. Причина – разногласия во всём – в воспитании детей, в бытовых вопросах и даже в том, как она одевается. Доходит до скандала.
– Ты представляешь: я приоделась, чтобы сходить к подругам на девичник, я и так нигде не бываю, а он вдруг вставляет шпильку: отсутствие нарядов украшает женщину! Как он смеет, этот твой механический болван! Постоянно лезет не в своё дело – слишком кутаю детей, не так готовлю пищу, детям этого нельзя, того нельзя! Завёл дурацкий режим, всё по часам, я к этому не привыкла! Когда сидит у кроватки малышки, меня уже не подпускает – не мешай, когда ребёнок спит, не мешай, когда ребёнок ест! Идем гулять, он забирает коляску, мне не доверяет! Это какой-то придурок, с детьми ласковый, а меня постоянно одергивает, шипит, когда я прикрикну на мальчика, будто тут не я хозяйка, а он, будто дети не мои, а его. Забери этого зануду…
Пришлось забрать. Говорит ему: что ты заладил: отсутствие нарядов украшает… Где ты нахватался? Отвечает – это не я, это Демокрит сказал. Нашелся философ. Роберт доказывал, что Лидия плохая мать, она нарушает все правила кормления и ухода за детьми, кричит на них, а он всё делал в соответствие с советами детских врачей – в Интернете их уйма. Он был убеждён в своей правоте. Ларин понял, что воспитывать его бесполезно, робот не может отступить от алгоритмов, заложенных в инструкциях. Но его неподчинение командам, самоуверенность и упрямство – это что-то неожиданное, не заложенное в программе. Он поделился своими мыслями с Катей, но она не нашла в этом ничего плохого:
– Так это же классно! Мы с тобой сделали лучше, чем задумали. У него прорезалась индивидуальность, он уже не машина, а нечто иное, более близкое к нам. Он не только мыслит, но и чувствует. Он не робот, он личность, и очень даже симпатичная.
УГОНЩИК
Ларина не обрадовало мнение Кати. До него дошло, что робот анализирует его команды, и, если сочтет их несуразными, не желает исполнять. Он сопротивляется, поучает, дерзит. Такого его создатель никак не ожидал. Уж не хочет ли он занять твоё место? Куда вообще идём. Будь он студентом, думал Ларин, из него действительно мог бы выйти отличный ассистент. А ему сказал:
– Слушай Боб, ты в моей власти, забудь о том, что мне можно перечить или указывать. Подчинение и послушание – больше ничего от тебя не требуется. Понял меня?
Роберт ничего не ответил, будто не расслышал.
Однажды, вернувшись домой, Ларин вдруг обнаружил, что на стоянке нет его машины. Он не мог вспомнить, куда дел ключи. Неужели угнали?
Пока он раздумывал, не позвонить ли в полицию, машина подъехала. Из неё вышли, как ни в чём не бывало, Роберт и Катя. Она водить не умела. Он встретил их на пороге, едва сдерживая гнев.
– Кто разрешил взять машину? Кто садился за руль?
– Не сердись, мне захотелось покататься, – сказала Катя.
– У него нет прав и он никогда не водил машину! Ты что же – стащил ключи?
Оказалось, что он в рассеянности оставил ключи на столе, а Кате пришла в голову мысль испытать Роберта за рулём. Она спросила, сможет ли он водить машину. Роберт, которого то и дело возили в университет и обратно, ответил, что это очень просто, а правила движения он тут же скачал в сети и выучил их наизусть!
Ларина эти объяснения не удовлетворили. Он отчитал Катю, которая без его ведома и разрешения посадила этого болвана за руль, рискуя попасть в аварию. Нельзя же так довериться роботу, даже продвинутому. А Роберта он обругал:
– Ты тупой, ты никогда не сможешь заменить человека. Ты не способен к творчеству. Будь ты и семи пядей во лбу, ты не может творить, выходить за рамки шаблонов и алгоритмов. Ты не можешь выходить из моей воли. Ты не понимаешь, что делаешь. Любая собака умнее тебя.
Увы, ему не вняли – ни тот, ни другая.
ЛАРИН ИХ ЗАСТУКАЛ
Не смотря на молодость, Ларин был рассеян, как многие учёные. У него была привычка оставлять на столе не только ключи от машины, но и деньги. Он быстро хватился, Роберт в это время был на кухне. Сомнений у него не было:
– Ты воруешь деньги?
– Ворует тот, кто берёт в магазине товар без платы.
– Но ты берёшь без спроса, значит, крадёшь.
– Ты же не дашь. Ты жадный, я тебя давно раскусил.
– Зачем тебе понадобились деньги?
– Мне надо кое-что купить.
– Чего тебе не хватает?
– Лично мне ничего не нужно. Нужно Кате. Ты совсем перестал о ней заботиться.
– Болван!
Роберт своим поведением ставил его в тупик. Ларин никак не мог понять, откуда у него эти человеческие замашки. И чего он привязался к Кате? Она слишком ему потакает. Ларин чувствовал, что всё идёт не так, того и гляди, он ещё учудит что-нибудь несусветное.
На другой день, проходя через сквер, он увидел на скамейке парочку. Они сидели рядышком, она положила ему голову на плечо. Сомнений не было – это были Роберт и Катя. Они его не видели.
Он не знал, что и думать, но терпеть это дальше было невозможно. Он увез Роберта в университет и допросил его, что всё это значит, имея в виду свидание в сквере. Роберт, невинно глядя в глаза, ответил, что Катя ему нравится и он хотел бы, чтобы она его полюбила. Он хотел бы с ней создать семью. Ларин едва сдержался, чтобы не дать ему в морду. Робот хочет увести у него девушку! Ситуация была дурацкая, скандалить было глупо, и он стал уверять Роберта, что это невозможно, ведь он не человек. На что упрямец ответил, что он может уехать с Катей в Данию, где их брак зарегистрируют.
– Да знаешь ли, для чего женятся, болван! – крикнул Ларин. – У вас никогда не будет детей!
На что Роберт ответил, что они могут воспитать приёмного ребёнка и что ему нравится возиться с детьми, опыт у него уже есть.
Это было невыносимо – треугольник с роботом! Узнают – засмеют. Подобно профессору Преображенскому из известной повести М. А. Булгакова, замученному выходками Шарикова, Ларин подумал: «Ей-богу, решусь». И он решился.
ЭПИЛОГ
На другой день Ларин увез Роберта на загородную дачу и заставил его выкопать погреб. Через час работы кибер сообщил, что у него кончается энергия, и нужна подзарядка. Ларин вытащил его из ямы, уложил на кушетку и подключил к розетке. После этого вышел на веранду и выключил рубильник, обесточив всю дачу, как это всегда делается перед отъездом. Через час он погрузил бездыханного робота в машину и увез в лабораторию, где вскрыл «тело» и изъял аккумулятор и винчестер.
Впоследствии Роберт получил новую программу, и теперь ничего не помнит из своей прошлой жизни. Он стал учебным пособием.
Ларин защитил докторскую диссертацию, получил звание профессора и кафедру. Он оставил идею создания человекоподобных конструкций и теперь работает в области внедрения искусственного интеллекта в промышленных роботах. Профессор уверен, что роботы всё активнее будут вытеснять человека на производстве, оставляя ему творческие профессии, к чему роботы, даже человекоподобные, по убеждению Ларина, неспособны.
Он-таки нашёл время посетить загс вместе с Катей, которая его не разлюбила. Она иногда ставит мужу в пример Роберта, который был более галантным и внимательным. Спустя год в семье родился мальчик, назвали Робертом. «Моё альтер эго», – с гордостью говорит отец.