Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Захарина Татьяна Григорьевна

Директор
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»
Адрес: г. Ставрополь, пр-кт Октябрьской революции, д.24
Сайт: www.36.po-znanie.ru

Для государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя» 2022 год — юбилейный: школе исполняется 100 лет. Не всякое образовательное учреждение, да ещё и специализированное, может похвастаться столь богатой и насыщенной историей. А начиналось всё с детдома-школы для глухонемых детей. Она была открыта 1 ноября 1922 года в губернском Ставрополе по инициативе Ивана Андреевича Бондаревского, казака, учителя, прекрасно владеющего русским и французским языками, по состоянию слуха — глухого, а по характеру — активного, неравнодушного человека, душой болевшего за школьное дело и за детей. За период своей работы в качестве заведующего, с 1922 по 1928 год, Иван Андреевич смог добиться выделения двухэтажного каменного особняка в центре города, его обустройства, организации учебного процесса, открытия сапожной, переплётной, типографской, столярной, рукодельной мастерских при школе.
В 1927 году на базе мастерских Иван Бондаревский открыл артель «Труд глухонемых». Под руководством мастеров воспитанники школы с 12 лет овладевали выбранным ремеслом, выполняли несложные заказы населения, изготавливали обувь на продажу, девочки шили постельное бельё, перешивали одежду для малышей. Доходы от работы артели шли на приобретение материала для работы, инструментов, продуктов питания для детей. В начале 30-х годов в Ставропольской школе глухонемых было всего 4 класса, в которых обучалось около 50 человек.
Во время войны школа была эвакуирована в тыл, но вернувшись после Великой Победы, педагоги и ученики начали возрождать свою альма-матер. Ра¬боты было непочатый край: разгребали разрушен¬ный корпус, начали строить новый, копали ямы, клали стены. Окна, двери, полы — всё изготавливалось в школьной мастерской самими ребятами под руководством опытных наставников.
В 50-е годы школа перешла на 12-летнее обучение. Первый выпуск был в 1955 году. В 60-е ребята сами ремонтировали и строили спальный корпус, обеспечивали продуктами школу, выращивая овощи на школьном огороде. 70-е ознаменованы появлением соответствующего государственного документа, позволяющего глухим сдавать экзамены на право управлять автотранспортном, и в 1979 году была организована первая группа автолюбителей.
Летели года, проносились десятилетия. Школа поменяла свой облик за счёт строительства нового здания после переезда по новому адресу. Учебный процесс стал меняться в сторону увеличения дисциплин, наметилась профориентационная конкретика через кружки ковроткачества, лепки, ремонта бытовых приборов и др. В 90-х годах началось обучение работе на компьютере. Ребята стали получать удостоверения специалиста «Оператор ЭВМ».
Охватить всё, чего добилась школа-интернат № 36 с начала 2000-х и по сегодняшний день, в рам¬ках одного повествования невозможно. Красноречивым доказательством тому являются несколько десятков статей, очерков, интервью, опубликован¬ных в краевых и общероссийских печатных изданиях, показанных и озвученных местными и, опять же, всероссийскими радио- и телеканалами. Журналисты в самых радужных красках и с восхищением повествуют о способностях, целеустремлённости, мужестве детей с таким ужасным пороком, как отсутствие слуха. Ведь этот дефект организма — одна из главных причин практически полной дезориентации человека в окружающем мире, и задача педагогов, профессионалов школы-интерната сызмальства готовить ребятишек к взрослой жизни.
— В нашей школе-интернате сегодня обучается 180 детей со сложными проблемами слуха, — рассказала Татьяна Захарина. — Все они имеют направление центральной медико-психолого-педагогической комиссии, без которого мы принять ребёнка не можем. Для каждого ребёночка определён его образовательный маршрут, в рамках которого осуществляется развитие воспитанника, лечение, коррекция, его обучение. Надо отметить, что абсолютное большинство наших воспитанников жители Ставрополя. Соответственно, и их родители проживают здесь, что даёт возможность организовать учебный процесс в обычной форме: утром ребёнок приходит в школу, а вечером, после уроков, уходит домой. Но есть ребятишки, которые не могут придерживаться такого распорядка, поэтому они практически живут в школе и для них организованы интернатские комнаты.
Как подчеркнула Татьяна Григорьевна, здесь всё сделано так, как должно быть в родном доме. Конечно, первые дни детки очень скучают. Особенно если это совсем малыши. Но, благодаря отработанной методике, направленной на адаптацию ребят, они быстро втягиваются в интернатские будни. Особое значение имеет правильный подход к ребёнку: его уважают, к нему относятся с лаской и добротой. То
Школьный музей
Заседание совета старост школы есть учебно-воспитательное пространство школы организовано так, чтобы оно было только в помощь ребяткам, чтобы им было интересно. Отсюда и отношение детей к школе — они её любят.
Обучать детей в школе-интернате начинают в возрасте 6 — 7 лет. Впрочем, здесь организованы и дошкольные группы, куда принимают пятилетних ребятишек, чтобы они, что называется, встали на ноги и более уверено пошли в первый класс.
— В силу специфики нашего образовательного учреждения, учиться здесь непросто, — подчеркнула Татьяна Захарина. — Есть у нас такое направление, как индивидуальная слуховая работа. Заключается она, в частности, в развитии фонетических способностей ребёнка, его слухового внимания, восприятия. Ещё один нюанс в плане специфичности школы-интерната: за 11 лет учёбы здесь дети осваивают программу 9 классов массовой школы. То есть ребята получают основное общее образование, полное среднее образование. Правда, в последние три года классы III ступени не укомплектовываются, но это и хорошо. Сегодня есть широкий спектр колледжей, где ребята могут получить уже конкретную специальность. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ и рядом других законодательных документов, колледжи открыли весьма интересные и актуальные специальности, освоив которые, ребята сразу приобретают среднее профессиональное образование.
Быть лучшей для школы-интерната № 36 города Ставрополя — это смысл её жизни. Отсюда и многочисленные победы учащихся и педагогов школы. К примеру, она признана лучшей в номинации «Лидер в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся – 2020». Или взять спорт. Кстати, в школе он очень развит. В частности, футбол. Сама Татьяна Григорьевна после успе¬хов своих воспитанников прониклась большим интересом к этому виду спорта и теперь является ярым болельщиком. Кроме того, воспитанники школы отлично показывают себя на легкоатлетических соревнованиях. Не так давно на открытом первенстве в Волгограде по лёгкой атлетике (спорт глухих) команда легкоатлетов школы-интерната № 36 завоевала 28 медалей. Из них 11 золотых, 9 серебряных и 8 бронзовых.
— Конечно, я ни в коем случае не умаляю достоинств наших воспитанников, но без педагогического коллектива добиться таких успехов было бы невозможно. Учителя и воспитатели школы успешно выступают на городских, краевых и Всероссийских конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», становятся лауреатами и победителями в различных номинациях. Кроме того, в школе работают три кандидата педагогических наук, два лауреата Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России», три педагога имеют звание «Заслуженный учитель РФ», двадцать семь педагогов являются «Почётными работниками общего образования» и «Отличниками народного просвещения», три учителя имеют знак Министерства просвещения РФ «За верность профессии», четыре преподавателя награждены медалями «Трудовая доблесть» первой, второй и третьей степеней, — резюмировала Татьяна Захарина.

Персоны