Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич

Министр науки и высшего образования Российской Федерации
Сегодня Россия занимает 9-е место в мире по объёму научных исследований и разработок и 17-е место по объёму НИОКР в сфере высшего образования, заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков, выступая на брифинге «Наука и высшее образование: ключевые результаты и новые решения для технологического развития страны».
Говоря об итогах реализации национального проекта «Наука и университеты» в 2022 году, он отметил, что порядка 170 тыс. российских технологий сегодня используются реальным сектором экономики. При этом спрос на исследования подтверждается долей внебюджетных средств (56 %) в составе затрат на них.
Помимо обеспечения бюджетными местами выпускников школ, продолжается работа над успешным трудоустройством выпускников университетов. Доля трудоустроенных выпускников вузов составила 87 %. В стране также растёт доля молодых учёных младше 39 лет, и почти 80 % кандидатов наук, защитившихся в последние годы, связывают свою жизнь с наукой и образованием.
На 14 млрд рублей вырос объём исследований университетов — участников программы «Приоритет 2030» за один год. Во многом это стало возможным за счёт предусмотренной программой системы мер по созданию консорциумов.
— Мы видим реальные открытия и изобретения, созданные за это время в широком спектре направлений от фотоники до медицины, во всех федеральных округах от Северо-Запада до Дальнего Востока. За это время были созданы: цифровой двойник ядерного реактора, мини-томограф, вакцина для лечения аллергии и многое другое, — отметил министр.
Почти на 40 % возросло количество студентов, имеющих право на получение бесплатной дополнительной квалификации.
На «правительственном часе» в Совете Федераций РФ глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил с докладом о развитии науки и высшего образования в новых условиях. В нём он назвал одним из ключевых вызовов для страны, системы высшего образования, науки и технологий — достижение настоящего технологического суверенитета.
— Отвечая на этот вызов, мы уделили приоритетное внимание развитию инженерного образования, технологического предпринимательства. А в более широком смысле — трансферу научных разработок в реальную экономику. Надо отметить, что текущий год принципиально поменял университеты и отрасль науки и технологического развития. От нас ожидают не абстрактных академических достижений, не рейтингов и наукометрических индексов, а конкретных результатов, — отметил Валерий Фальков.
В сфере развития предпринимательских компетенций и инженерного образования, по словам министра, требуется чёткая фокусировка на конкретных научно-образовательных результатах. Для кооперации научных и образовательных организаций, регионов, промышленности и более чёткой фокусировки на конкретных научно-технологических результатах были инициированы и запущены два новых федеральных проекта. Первый из них — «Передовые инженерные школы», в рамках которого на конкурсной основе были отобраны 30 программ создания инженерных школ на базе университетов. Заявки вузов для участия в конкурсе разрабатывались совместно с индустриальными партнёрами. Валерий Фальков напомнил, что у каждой школы есть две задачи. С одной стороны, это подготовка лучших инженерных кадров для решения прорывных инженерных задач. А с другой — участие преподавателей, исследователей и студентов в решении конкретных инженерных задач, которые стоят перед предприятиями.


Второй проект — «Платформа университетского технологического предпринимательства» — направлен на формирование в вузах предпринимательской культуры и на создание условий для самореализации тех студентов, которые хотели бы пойти в технологическое предпринимательство.
— В 2022 году мы запустили сеть из 20 университетских стартап-студий в 18 регионах России, открыли 60 «Предпринимательских точек кипения» и совместно с фондом Бортника выдали 1000 грантов по 1 миллиону рублей на реализацию инициативных предпринимательских проектов. Каждый такой проект — это вполне конкретные разработки, которые могут улучшить жизнь человека, — подчеркнул Валерий Фальков.
Особое внимание Глава Минобрнауки России уделил трансформации международных отношений в сфере высшего образования и науки. В этом году традиционно дружественные России страны сохранили и даже расширили масштаб научно-образовательного взаимодействия. В первую очередь, это страны СНГ, Китай, Индия, Вьетнам, большое число стран Азии, Африки, Латинской Америки. В частности, в 2023 году в России будет запущена новая образовательно-научная программа «Востоковедение и африканистика».
— Стране нужны специалисты, не только хорошо знающие язык, историю и культуру стран этих регионов, но и глубоко владеющие экономической и геополитической проблематикой. В первом квартале 2023 года эта программа будет запущена, — сказал Валерий Фальков.
Министр добавил, что, несмотря на санкционную политику, считает важным не прекращать участие российских учёных в реализации международных проектов класса «мегасайенс».
Глава Минобрнауки России сделал особый акцент на значимости развития науки и высшего образования в регионах. По словам Валерия Фалькова, продолжает расти количество бюджетных мест в вузах. В 2022 году выделено 618 тыс. При этом более 75 % контрольных цифр приёма распределяется в региональные университеты на основе заявок субъектов.
Также министр рассказал о реализации масштабной национальной программы поддержки развития университетов «Приоритет 2030» и отметил ее успешный запуск. Из 121 университета, отобранных для участия в программе, 77 представляют 50 субъектов России.
— За два года участники получили гранты от 200 млн до 1 млрд рублей. В основе программ развития лежат стратегические проекты. Уже на первом этапе реализации программы создаются уникальные разработки, вузы трансформируют своё образование, ведётся тесное взаимодействие с регионами и бизнесом. Согласно предоставленным отчётам о реализации у ряда вузов уже есть конкретные ощутимые результаты исследований и разработок, которые можно представить обществу, — подчеркнул министр.
Отдельно Валерий Фальков отметил дальневосточный трек программы «Приоритет 2030», в котором участвуют восемь университетов. Уже в этом году они получили по 71 млн рублей.
По теме реализации программы по созданию молодёжных лабораторий Валерий Фальков напомнил, что в 2022 году в рамках национального проекта «Наука и университеты» открыто более 200 таких лабораторий, при этом была проведена приоритезация по направлениям их работы: микроэлектроника, новая медицина, современное сельское хозяйство и новая энергетика.
Особое внимание Минобрнауки уделяет строительству кампусов мирового уровня. Валерий Фальков отметил, что Президент поручил к 2030 году создать не менее 25 кампусов. Эта программа на особом контроле у премьер-министра Михаила Мишустина, она стартовала в 2021 году. Первые 8 кампусов отобрали из 27 регионов, в этом году к проекту присоединились ещё 9 регионов.
— Кампусы — это проекты про смыслы, про изменения и про новые результаты, которые должны дать университетские коллективы. Это другое качество жизни для студентов. Это другая мобильность — то, о чём просят нас регионы, — сказал Министр.
В целом работу Министерства науки и высшего образования РФ в 2022 году Валерий Николаевич Фальков считает вполне успешной:
— Год был непростой, мы все это понимаем. Абсолютно новые вызовы. Я считаю главным итогом то, что вся система исследований и разработок адаптировалась к этим новым вызовам достаточно удачно.

Персоны