Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

СЫПАЛО Кирилл Иванович

Генеральный директор
ФАУ «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского»
Член-корреспондент РАН
Доктор технических наук, профессор
В сфере профессиональных интересов Кирилла Ивановича Сыпало — анализ и обработка информации в сложных технических системах; динамика, баллистика, навигация и управление аэрокосмическими аппаратами; аэродинамика и теоретическая механика.
Автор более 50 научных печатных трудов, включая 14 статей в журналах из перечня ВАК; трёх монографий, тезисов и докладов на российских и международных конференциях. Руководитель научного центра мирового уровня «Сверхзвук», координатором которого является ЦАГИ.
Основанный в 1918 году Центральный аэрогидродинамический институт является сегодня одним из крупнейших в мире центров авиационной науки. На протяжении своей более чем вековой истории ЦАГИ успешно решает широчайший спектр задач в интересах отечественной воздушно-космической отрасли. Это фундаментальные и прикладные исследования в области аэро- и гидродинамики, динамики полёта, прочности конструкций летательных аппаратов, промышленной аэродинамики, аэроакустики и др.
С 2014 года ЦАГИ входит в состав НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» — единого центра управления отечественной прикладной наукой в авиационной сфере для формирования опережающего научно-технического задела на основе принципов междисциплинарной конвергенции наук и межотраслевой интеграции технологий.
Уникальная экспериментальная база ЦАГИ, которая насчитывает свыше 60 установок, — это масштабная испытательная площадка, готовая дать ответы на самые сложные вопросы разработчиков авиационной техники. Институт ведёт сотрудничество со всеми предприятиями российской авиационной промышленности. И в наши дни, когда на первый план выходят работы в интересах технологического суверенитета отрасли, институт является активным участником её передовых проектов в самых разных сегментах воздушного транспорта.
Одним из приоритетов работ ЦАГИ сегодня является программа SSJ-NEW — самолёта, создаваемого по программе импортозамещения систем и компонентов. Институт активно вовлечён в работу по этому направлению. Один из актуальных примеров — исследования модели SSJ-NEW с отечественными двигателями ПД-8, которые служат важным этапом на пути к лётным испытаниям нового лайнера семейства «Суперджет». В настоящее время в ЦАГИ проходят ресурсные испытания перспективного самолёта, план которых рассчитан примерно на пять лет. За это время будет совершено более ста тысяч лабораторных полётов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На протяжении последних лет в фокусе внимания института находятся исследования по программе МС-21. Благодаря сотрудничеству ЦАГИ с ПАО «Корпорация «Иркут» лайнер получил ряд технологических новшеств. Среди них — аэродинамическая компоновка крыла большого удлинения с учётом взаимодействия с двигателями большой степени двухконтурности, современная взлётно-посадочная механизация, комплексная система управления (с расширенным функциональным составом) и многое другое. Большой блок исследований реализован в части прочности — к слову, в 2022 году был завершён комплекс статических испытаний МС-21, которые позволят обеспечить его безопасную эксплуатацию.
Наряду с флагманскими проектами авиапрома, институт работает и в интересах сегмента региональной и малой авиации. В ЦАГИ проходят испытания лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал», турбовинтовой региональный самолёт «Ладога», разрабатываемые АО «Уральский завод гражданской авиации». Исследуя эти летательные аппараты, институт способствует решению актуальной задачи — обеспечению связанности территорий нашей страны.
Винтокрылые летательные аппараты были и остаются важным направлением исследований центра авиационной науки. Среди недавних достижений в этой области — разработка лопастей нового поколения для вертолёта «Ансат» совместно с Казанским вертолётным заводом. Важным результатом стала сертификация гражданского вертолёта Ка-62, проходившего исследования в ЦАГИ — начиная с формирования аэродинамического облика. В итоге холдингу «Вертолёты России» был выдан документ, позволяющий начать серийные поставки машины российским заказчикам.
Формирование и развитие научно-технического задела авиационной отрасли стратегически важно: полученные сегодня расчётные и экспериментальные результаты станут фундаментом новейших конкурентоспособных технологий и решений в будущем. Поэтому ЦАГИ уделяет большое внимание изучению и развитию перспективных компоновок воздушного транспорта — сверхзвукового гражданского самолёта, самолёта схемы «летающее крыло», проектов конвертопланов, беспилотных летательных аппаратов и др.
Отдельно надо сказать о гражданском сверхзвуке — проблеме, актуальность которой не нуждается в пояснениях. В своё время ЦАГИ внёс колоссальный вклад в проект первого в мире сверхзвукового лайнера Ту-144. В наши дни работы над высокоскоростным транспортом выходят на новый уровень. Для решения фундаментальных вопросов по созданию сверхзвукового пассажирского самолёта организован Научный центр мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук»), координатором консорциума которого выступает ЦАГИ.
Как и 105 лет назад, институт находится в авангарде исследовательского поиска в интересах перспективных летательных аппаратов, технологий и решений. ЦАГИ — прежде и сейчас — является головной отечественной научной организацией, участвующей в формировании государственной политики в сфере авиации и создании современной воздушной техники России.
Сегодня такие предприятия, как ЦАГИ, наглядно доказывают, что могут реально способствовать росту и развитию промышленности. Ведь от их деятельности во многом зависит достижение технологического суверенитета в авиастроительной отрасли. Работа в этом направлении — главный приоритет ЦАГИ.

Персоны