Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Кравцов Сергей Сергеевич

Министр просвещения Российской Федерации

Сергей Кравцов родился в Москве, окончил Московский государственный открытый педагогический университет, специальность «учитель математики и информатики»; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, специальность «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка». Доктор педагогических наук, доцент. С 21 января 2020 года назначен на должность министра просвещения Российской Федерации.
Воспитание и просвещение подрастающего поколения — одна из первоочередных главнейших задач любого государства. И от решения этой задачи, качества этого решения зависит будущее страны. Последние несколько лет в России идёт глубокое реформирование системы образования в целом и среднего образования в частности. Особое внимание Министерство просвещения уделяет регионам, сельским школам.
— 2021 год был очень непростым, но удалось сделать многое. Первое, над чем всегда приходится работать, — доступность и качество образования. Нам удалось существенно обновить материальную базу — это более 3 тыс. российских школ за год. Причём особенно активно этот процесс шёл на селе: если к началу текущего учебного года новое оборудование получили более 8 тыс. сельских школ, то к началу следующего года к ним добавятся ещё 1,5 тыс., а к 2024-му новейшее оснащение получат все 27 тыс. сельских школ, — сообщил в интервью «Известиям» министр просвещения России Сергей Кравцов.
В стране развёрнута масштабная программа строительства: построено 270 новых школ, а в планах до конца 2024 года — ещё 1,3 тыс. Запущена новая программа капитального ремонта. До 2026 года в России отремонтируют 7,3 тыс. школ. Каждая из них пройдёт обязательные проверки, в том числе и обновление средств антитеррористической безопасности.
Также в 2021 году привели в порядок систему школьного питания. Все учащиеся начальных классов — а это 7,3 млн детей — полностью обеспечены бесплатным горячим питанием. В 2022 году на питание учащихся младших классов предусмотрено 62,5 млрд рублей, что на 4 млрд больше, чем в 2021 м. Кроме того, за 2021 год, со слов Сергея Кравцова, практически решена проблема доступности детских садов: очередь в ясли разгружена на 95,7 %, и сохраняется стопроцентная доступность детских садов для детей старше трёх лет.
В числе мер по повышению качества образования — рекомендации по созданию «идеальной школы», охватывающие все сферы учебного процесса, которые в 2022 году получат регионы.
Следующее направление деятельности Министерства просвещения — среднее профессиональное образование. Последовательное обновление учебных программ и оборудования подняло престиж среднего профобразования на высокий уровень. В колледжи сейчас идут 60 % девятиклассников и 30% одиннадцатиклассников. И если ещё пару лет назад система СПО набирала в сумме около 900 тыс. первокурсников, то в 2021 году — почти 1,2 млн, что превысило число зачисленных в вузы. Сегодня Российская экономика остро нуждается в высококвалифицированных кадрах среднего звена. Это подтверждает высокий уровень трудоустройства выпускников колледжей — 99 %.
— При этом крайне важно, что повышение престижности и популярности среднего профессионального образования не ведёт к падению общего уровня образованности россиян. Профессиональная подготовка в колледжах не только сочетается с получением общего образования в объёме одиннадцатилетки, но всё заметнее приближается к вузовскому уровню, на некоторых направлениях практически смыкаясь с ним, — пояснил министр просвещения.
В период пандемии школы вынуждены были перейти на удалённый способ ведения учебного процесса — онлайн-образование. Многие преподаватели и родители задавались вопросом — не станет ли в будущем этот способ обучения преобладающим? Да, современный мир нельзя представить без новых технологий. «Цифра» стала частью нашей жизни, и в этих условиях работать с детьми нужно по-новому, ведь иначе ребята могут попросту потерять интерес к учёбе. Цифровизация школы даёт возможность та¬кого обучения. Но от очной формы обучения школы отходить не будут.
— Ничто и никогда не заменит личного контакта детей с учителем — достаточно вспомнить нетерпение, с которым все ждали возвращения в классы после удалённого обучения в прошлом году. Цифровая образовательная среда — это лишь школьный инфраструктурный проект, создание условий в школе, в классе для использования новых технологий на уроке. Подчеркну: технологий, не заменяющих учителя, а созданных ему в помощь и используемых лишь при желании преподавателя, — объяснил Сергей Кравцов.
В системе образования планируется введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Суть новой редакции ФГОС — максимальная конкретизация требований к каждому из предметов школьной программы и чёткое указание на конкретные знания, которые должны освоить школьники. Кроме того, новые стандарты содержат систему требований к условиям обучения, что обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей, независимо от места жительства и дохода семьи. Отвечая на многочисленные вопросы по переходу на новые ФГОС, министр отметил:
— Переход на новые ФГОС не предполагает ни введения новых, ни отмены существующих школьных предметов. Конкретизируется лишь содержание изучаемого. Например, установлены требования к предметным результатам при углублённом изучении некоторых дисциплин — скажем, предмета «математика», включая курсы «алгебра», «геометрия» и «вероятность и статистика».
Меняется и система аттестации учителей. Внедрение новой системы аттестации учителей предполагает появление таких квалификационных категорий, как учитель-методист и учитель-наставник. Это, с одной стороны, расширит возможности карьерного роста для учителей-предметников, а с другой, будет способствовать развитию школьного наставничества.
Перемены коснутся и самой подготовки педагогов. Чтобы повысить качество обучения, педвузы будут готовить студентов по единым стандартам. Так, в число новаций войдёт усиление предметной и практической подготовки будущих учителей; включение в число обязательных дисциплин (модулей) таких курсов, как «Классное руководство», «Работа с родителями» и «Инклюзия»; введение дополнительных педагогических квалификаций «Вожатый» и «Руководитель кружка»; а также переход к внешней оценке качества подготовки педагогов.
Итак, в ближайшие два-три года наше педагогическое образование ждут реальные перемены. И не только педагогическое образование.
— Упомяну сейчас лишь один проект 2022 года — мы готовим рекомендации о том, какой должна быть идеальная школа. В том числе программы, по которым работают учителя; расписание; кружки и внеурочная деятельность; школьный театр и спортивные секции; система оплаты труда; штатное расписание; «белый интернет»; проведение родительских собраний. А также рекомендации по системе оплаты труда, организации штатного расписания, «белого интернета» и проведению родительских собраний. В новом году они будут направлены в регионы, ведь прежде чем строить идеальную школу на практике и уж тем более спрашивать за результаты такого строительства, необходимо обозначить системные ориентиры, — подытожил Сергей Кравцов.

Персоны