Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person
Васильева Ольга Юрьевна

Васильева Ольга Юрьевна

Васильева Ольга Юрьевна

Министр образования и науки Российской Федерации,

доктор исторических наук, профессор, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

 

С осени 2016 года российская система образования претерпела ряд положительных изменений. Несомненно, это связано с назначением на пост Министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой, первой в истории России женщины, занявшей эту должность.

За это время сделано немало. Ликвидирована часть подвергавшихся критике проблем Единого государственного экзамена, пересмотрена концепция образовательного пространства, заработал ряд масштабных проектов, направленных на усиление России в мировом образовательном процессе и повышение престижа нашего образования. Пересмотрено отношение к сельским школам, проиндексированы стипендии, а в программу общеобразовательной школы введён курс астрономии – то, чего так долго ждали и ученики, и педагоги.

В 2017 году зафиксировано в полтора раза меньше нарушений во время проведения Единого госэкзамена. В два раза больше ребят (в сравнении с прошлым годом) преодолели нижний балл. Уже намечены изменения: с 2020 года для выпускников 9 класса экзамен по иностранному языку станет обязательным, а с 2022 года он войдёт в ЕГЭ. «Мы должны быть конкурентоспособными, уметь писать статьи, выступать на конференциях, просто говорить на языке международного общения», – постоянно подчёркивает в выступлениях и интервью Ольга Васильева. 

Самой главной задачей на сегодня министр считает создание единого образовательного пространства. Выполняя поручение Президента России Владимира Путина по формированию более чёткой системы отбора учебников, коллектив министерства под руководством О. Ю. Васильевой и ряд экспертов разработали новую концепцию преподавания предметов.

Урок доброты в ГБОУ Школа 2030 Москва

По мнению Ольги Васильевой, базовое содержание учебных программ должно быть единым для всех. В 2016 году в федеральном перечне было 1376 учебников, что, порой, дезориентировало педагогов при разработке планов. Сейчас идёт плавный переход к трём линейкам учебных пособий, которые должны удовлетворить все потребности, в том числе и для вариативного образования. Кроме того, как подчёркивает министр, основное образование должно быть качественным, доступным и бесплатным.

Ещё одной заботой стало отсутствие у значительной части молодёжи навыков функционального чтения и умения правильно формулировать свои мысли. Сейчас, по разным оценкам, от 25 до 45 % школьников читают текст, не понимая его смысла. Эту ситуацию, считает Ольга Васильева, надо срочно исправлять. Одной из инициатив стало возвращение сочинений в систему оценки знаний.

Улучшению ситуации поспособствуют новые образовательные стандарты. Над ними работали три тысячи экспертов. К обсуждению подключились более 7 тысяч человек, получено около 200 предложений. Сейчас проекты прорабатываются и проходят антикоррупционную экспертизу.

Важная инициатива – переподчинение школ регионам. Делается это для того, чтобы была возможность учесть местную специфику, выровнять затраты на обучение детей вне зависимости от состояния региональной экономики. Сейчас в эксперименте участвуют порядка 20 регионов, причём, каждый из них смог выбрать свою модель перехода на новые отношения.

Ольга Юрьевна постоянно говорит о том, что надо повышать уровень педагогов. Сейчас министерство образования вместе с профсоюзами разрабатывает национальную систему учительского роста, которая предполагает непрерывное профессиональное обучение, самосовершенствование и возможность как административного, так и профессионального продвижения. Первый этап разработки концепции уже близок к завершению.

День знаний в Подмосковье

«Где школа – там жизнь!» – этим принципом руководствуется министр в вопросе образования сельских жителей. В России демографический рост. Поэтому высока потребность в новых учебных местах. Сейчас в реализации строительство и открытие 83 новых школ, куда уже пришли и придут 55 тысяч учеников. На это из госбюджета выделено 25 миллиардов рублей. Важно то, что прекращена так называемая оптимизация сельских школ. Более трети из запланированных новых учебных заведений будут открыты именно в сельской местности.

Министерство образования и науки РФ реализует масштабные проекты: «Современная цифровая образовательная среда», «Российская электронная школа», «Экспорт образования» и «Глобальное образование».

«Современная цифровая образовательная среда» – это возможность онлайн-обучения для граждан всех возрастов. Через год должен выйти на финишную прямую проект «Российская электронная школа», значение которого ещё только предстоит оценить. В нём предусмотрено практически всё, что необходимо как учителю и ученику, так и родителям для подготовки детей в рамках современных образовательных требований.

«Экспорт образования» и «Глобальное образование» – проекты, направленные на распространение российской системы получения знаний по всему миру, а также внедрение в наши программы лучшего опыта других стран. «Экспорт образования» предусматривает увеличение количества иностранных студентов в 2017-2025 годах до 720 тысяч. Проект преследует три цели: популяризацию российского образования, усиление влияния России на мировой арене и высокий экономический эффект. Создан консорциум, в который входят 39 вузов. Они будут помогать методически всем остальным высшим учебным заведениям.

По программе «Глобальное образование» российские студенты направляются на учёбу в лучшие университеты мира с условием: по окончании учёбы они должны вернуться на родину и применить свои знания здесь. На настоящий момент грант получили около 550 человек. Самыми востребованными программами стали инженерные, педагогические и научные. Возвращение молодых специалистов началось. Первые 40 человек уже работают в российских компаниях.

В конце октября в Париже прошла 39-я сессия высшего руководящего органа ЮНЕСКО. Ольга Юрьевна Васильева возглавила российскую делегацию. В выступлении она затронула самые важные вопросы современного образования, и на примере статистических данных рассказала о преимуществах российской системы получения знаний. В частности, она отметила, что доля населения России с дипломом колледжа или ВУЗа, составляет 56 %; (в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 37). Граждан в возрасте до 25 лет, не закончивших школу, у нас менее 5 % (ОЭСР — до 18 %).

В регионах создаются крупные образовательные центры. В первую очередь – это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Томск, Новосибирск, Екатеринбург, Ленинградская и Московская области. Будет меняться правовая основа приёма на работу молодых специалистов. Как утверждает Ольга Васильева, уже есть наработки, которые дадут возможность выпускникам ВУЗов быстрее находить себе достойное рабочее место.

Помимо того, о чём рассказано выше, в планах О. Ю. Васильевой много инноваций: от школьного телевидения до построения чёткой системы последовательного обучения от азов до высших достижений науки с самого малого возраста. Её глубочайшее убеждение в том, что российское образование является одним из мощнейших в мире, находит продолжение и подтверждение в делах и результатах работы.

 

Персоны