Мень Михаил Александрович
Мень Михаил Александрович
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В начале декабря 2017 года Государственная Дума во втором чтении приняла поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающиеся капитального ремонта. Документ даёт право регионам пересмотреть краткосрочные планы капитального ремонта, установив приоритет ремонта внутридомового газового оборудования и лифтов – оборудования, непосредственно влияющего на безопасность проживания граждан.
«Безопасность – это, безусловно, главное требование к нашим домам. Поэтому мы предложили дать приоритет работам по замене или ремонту потенциально опасного оборудования – жильцы совершенно не оценят красивый фасад или даже новую крышу, если лифтом пользоваться страшно или, и того хуже, возможна утечка газа», – комментирует глава Минстроя России Михаил Мень.
И действительно, кому нужен красивый фасад дома, если жизнь его жителей не находится вне опасности из-за таких важных элементов жилищно-коммунального хозяйства. Как было справедливо замечено на прошедшем в Москве в конце 2017 года XIII Всероссийском форуме руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства, ЖКХ – это точка кипения и мало у кого не вызывает нареканий. Любой новации в этой сфере отводится максимум внимания. Тем более, если речь идёт о переменах радикальных. К примеру, сегодня на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, меняющий всю систему оплаты услуг ЖКХ.
«Как только законопроект будет принят, плата за коммунальные услуги – газ, свет, тепло, электричество – начнёт поступать напрямую ресурсоснабжающим организациям, а жилищные платежи – содержание дома и территории, лифты и другие – на счета управляющих компаний (УК), – рассказывает Михаил Мень. – Пока же и первые, и вторые платежи, как правило, зачисляются на счета УК, которые, случается, не переводят их дальше по назначению – в уплату услуг ресурсников. Так и возникает парадокс: люди платят – долги растут. Зачислив коммунальные платежи сразу по назначению, мы рассчитываем сократить долги управляющих компаний, уже достигшие 250 млрд (общий объём задолженности в сфере ЖКУ составляет более 1,2 трлн рублей), и навести порядок в отрасли, прежде всего в отношениях между жильцами, УК и ресурсниками».
Жаркая дискуссия вокруг документа длится уже полтора года. Рассматривались и отстаивались различные точки зрения, впереди ещё новые обсуждения, поэтому сложно говорить об окончании сроков подготовки документа. Но, так или иначе, он вступит в силу и, что самое главное, не создаст неудобств жильцам. Как и сейчас, каждый месяц к ним будет приходить единый платёжный документ (ЕПД) за оказанные коммунальные и жилищные услуги. Подписывать специальные договоры с ресурсниками жильцам не потребуется, это будет делаться автоматически на основании первой же оплаты ЕПД. Но самое главное: нововведение не скажется на сумме в платёжке. Тарифы останутся прежними, поменяется только алгоритм их проведения. Не коснутся изменения и способов оплаты. Банки, интернет-банки, автоплатежи – всё, как привыкли люди. И, наконец, если ресурсоснабжающая компания не имеет возражений, то собственники на общем собрании вправе принять решение о сохранении существующей системы, когда договор с ресурсоснабжающей компанией заключает УК.
Но, почему возникла такая ситуация, откуда вдруг появилась такая лавина проблем? Как рассказал Михаил Мень, управляющие компании в России появились в середине 2000-х годов, и законодатели не могли предугадать все будущие проблемы. Самым важным на тот момент была передача управления многоквартирными домами в руки частных компаний, как это сделано в большинстве стран мира. Минстрой России был создан через 12 лет и был призван, в том числе, навести в этом секторе порядок. УК к тому моменту стали настоящей головной болью глав регионов, у них не было рычагов воздействия на эти коммерческие структуры. Жалобы поступали сотнями тысяч. Так что первым делом Минстрой России ввёл лицензирование деятельности УК, что вызвало бурный протест со стороны не только самих компаний, но и ряда экспертов. Мол, возвращаются советские порядки.
«Как меня тогда только не называли, обвиняли в том, что я «уничтожаю завоевание свободного рынка, – говорит Михаил Мень. – Но время показало нашу правоту: саморегулирование в этой отрасли не сработало бы, а вот благодаря лицензированию число липовых контор, мошенников и просто некомпетентных структур сократилось – только на первом этапе лицензирования мы очистили рынок от компаний, которые оказались не в состоянии выполнить даже элементарные требования закона».
Как считает Михаил Мень, когда создаётся прямая угроза жизни и здоровью граждан, все меры хороши. Сейчас, например, когда УК регулярно не чистит от снега и льда крышу, и на неоднократные жалобы жителей не реагирует, схема такова: люди жалуются в жилинспекцию, та выписывает предписание устранить нарушение, а при неоднократном его невыполнении обращается в суд. Но тяжба в таких случаях, как правило, бессмысленна. УК всегда может до её окончания выполнить работу, так что предмет спора исчезнет сам собой. Но, когда управляющая компания будет понимать, что лишение права на управление домом возможно в короткий срок, она будет иначе относиться к своим обязанностям. И всё же одно дело – ужесточать правила игры на рынке, другое – не предоставлять возможности для мошенничества. Если убрать саму возможность воровать чужие деньги, мошенники сами уйдут. В то же время никто УК денег не лишает. Как получали полагающиеся им за оказание жилищных услуг средства, так и будут их получать. Другое дело, что УК уже привыкли прокручивать деньги ресурсников, а это вредная привычка, от которой пора избавляться. Пусть УК зарабатывают, занимаясь уборкой, ремонтом, наведением порядка в домах и на прилегающей территории – их прямыми обязанностями. Кроме того, управляющая компания имеет бесценное преимущество – прямой доступ к клиенту, а значит, может предложить им дополнительные услуги. Скажем, доставку тяжёлых товаров в квартиру, хранение зимней резины или те же ремонтные работы.
«Рынок ЖКХ, в том числе управление многоквартирным домом, с каждым годом становится всё привлекательнее: пусть это и не сверхприбыльный бизнес, но уж точно стабильный, не зависящий от санкций, – считает Михаил Мень. – Так что конкуренция здесь мало-помалу растёт. А активность жителей крайне важна: УК не реагирует, пишите в жилинспекцию, там помогут и с решением проблемы, и со списком УК, работающих в этом районе. Что же касается неплательщиков из числа собственников жилья, а их сегодня примерно 4-6%, то наряду с уже существующими штрафными санкциями, сегодня есть возможность ограничить им поставки некоторых коммунальных услуг, например водоотведения или газоснабжения. Для тех, кто в состоянии платить, но не делает этого, могут ввести ограничения выезда за рубеж, арест счетов, принудительную выплату долга. Мы рассчитываем, что совместная работа ресурсников и УК должна повысить платёжную дисциплину среди жильцов».