Князев Михаил Прокофьевич
Генеральный директор АО «Курчатовавтотранс»
Почётный гражданин России
Адрес: Курская обл., г. Курчатов, ул. Молодёжная, д. 11
В День России, 12 июня 2021 года, в Петровском зале «Президент-Отеля» города Москвы Всероссийский комитет по общественным наградам и званиям присвоил генеральному директору АО «Курчатовавтотранс» Михаилу Князеву звание «Почётный гражданин России». Эта награда венчает внушительный список как личных наград Михаила Прокофьевича, состоящий из 18 орденов, медалей, памятных знаков, благодарностей, так и 20 наград, которых удостоено предприятие и его коллектив. Среди них – «Лидер отрасли» и «Лучшее предприятие России», которое внесено также в Федеральный реестр «Всероссийская Книга Почёта».
Годом раньше Михаил Князев за достигнутые успехи в труде, многолетнюю добросовестную работу на транспорте был удостоен звания «Почётный работник транспорта Курской области». И предстоящий 2022 год для Михаила Прокофьевича будет знаменателен ничуть не меньше. Во-первых, он отметит свой 70-летний юбилей, а во-вторых, возглавляемому им автотранспортному предприятию исполнится 45 лет, из которых более 23 лет Михаил Князев является его бессменным руководителем.
— На протяжении всей своей истории предприятие вносило и продолжает вносить весомый вклад в развитие города Курчатова, — рассказывает Михаил Князев. — Создание предприятия совпало с началом строительства Курской АЭС, самого города. При активном участии нашего коллектива были построены 4, ныне успешно действующих, блока Курской АЭС. Предприятие занималось перевозкой строителей и эксплуатационников атомной станции, обеспечивало и продолжает обеспечивать перевозку жителей Курчатова, Курчатовского района, в том числе к их садово-огородным участкам.
Говоря об истории транспортного предприятия, нужно отметить, что ещё в 1975 году в соответствии с протоколом Министерства энергетики и электрификации СССР и Министерства автомобильного транспорта РСФСР было принято решение о строительстве на территории Курской АЭС гаража на 200 автобусов. Стоимость строительства составляла тогда 2 500 тыс. советских рублей. Средства выделили эти министерства, плюс Минавтотранс РСФСР принял на себя обязательства по бесплатному вы¬делению соответствующего подвижного состава в количестве 200 единиц.
В коллектив тогда ещё Курчатовского ПАТП Михаил Князев пришёл в 1995 году, а в 1999-м, проработав здесь четыре года на различных должностях, был назначен руководителем предприятия. Это были очень тяжёлые для страны времена. Но выживать, сохранив при этом работоспособность коллектива и автопарка, как-то нужно было. И команде автопредприятия сделать это удалось. Подспорьем стала колоссальная воля Михаила Прокофьевича, его опыт — он успел пройти хорошую организаторскую школу в комсомоле, райкоме партии, Курском заводе нестандартного оборудования и трубопроводов, где научился работать с людьми и стал неформальным лидером. Будучи дипломированным инженером-механиком, Михаил Князев, в прямом смысле слова, взвалил на свои плечи колоссальную ответственность сначала за подъём предприятия из кризисной ямы, а затем и его становление, дальнейшую модернизацию и укрепление.
Алгоритм действий Михаила Прокофьевича состоял из двух на первый взгляд простых пунктов, которые и сегодня не потеряли актуальность. С одной стороны, нужен чёткий план по увеличению доходов. С другой — сокращение ненужных расходов. Хорошо зная транспортную специфику, Михаил Князев смог предложить целый набор вариантов для роста финансовых поступлений. Тут и новые заказчики на перевозки, и контроль за пассажиро-потоком и выручкой на линии. Кроме того, начали оказывать услуги по ремонту автомобилей, сдавать в аренду свободные помещения. За счёт новых резервов предстояло решить, казалось бы, неподъёмную задачу — рассчитаться с долгами по зарплате и налогам, которых к моменту назначения Михаила Князева гендиректором накопилось 30 миллионов.
— На раскачку времени не было, — вспоминает Михаил Князев, — и мы всеми силами навалились на погашение долгов. Большую работу проделали по сокращению в три раза расходов на отопление предприятия. В четыре раза сократили расходы на оплату электроэнергии. Оптимизировали штатную численность предприятия, затраты на ГСМ, запчасти, материалы. Особое внимание уделили вопросам повышения эффективности производства, снижению себестоимости перевозок, качеству обслуживания пассажиров, обеспечению их безопасности и многому другому.
Как отметил Михаил Прокофьевич, предпринятые меры уже в 2000 году дали возможность предприятию в полном объёме выплачивать не только текущие платежи, но и долги по плану реструктуризации.
С начала 2006 года и по нынешний день «Курчатовавтотранс» работает с плюсом. Предприятие не только не допускает долгов, но входит в число лидеров по налогам и платежам, которые в сумме доходят до 21 миллиона рублей в год. Финансовая устойчивость автопредприятия — на 1 января 2021 года оборотные активы «Курчатовавтотранс» составляли 29 милли¬онов рублей — позволила полностью обновить автобусный парк. Было закуплено 50 единиц пассажирского парка. Только за последние пять лет приобретено семь автобусов «ЛиАЗ», пять «ПАЗ» и три «Газели».
Ещё одним серьёзным шагом, предпринятым руководителем и коллективом «Курчатовавтотранс», стало приведение в порядок инфраструктуры предприятия. На ремонт кровли гаража израсходовано 2,6 млн рублей, ещё 1,2 млн затрачено на замену стеклопакетов. Во всех помещениях комфортная температура. Местные мастерские оснащены полным комплектом станков и оборудования. Здесь, при необходимости, специалисты всё могут сделать сами, включая капитальный ремонт автобуса.
Общая площадь предприятия — свыше 2,7 га, на которых размещается 10 объектов. В их числе — механизированная мойка на 40 автобусов, осмотровые канавы с навесом для осмотра и выпуска подвижного состава на линию, цех по ремонту легковых автомобилей, ремонтная мастерская и другие.
Нет в «Курчатовавтотранс» и проблем с кадрами. Штатная численность предприятия 75 человек. Костяк коллектива — ветераны со стажем. Средняя зарплата порядка 41,5 тыс. рублей. Но для большинства сотрудников важна не только зарплата, но и стабильность, которую гарантирует предприятие. У каждого есть соцпакет, а коллективный договор предприятия Федерацией профсоюзов отмечен как лучший.
— Я очень горжусь своими ребятами, поскольку на них всегда можно положиться и они не подведут, — отметил Михаил Князев. — Не подведут ни в одном деле. А это ведь не только их непосредственная работа. Это ещё и душевный порыв, выраженный в желании совершать добрые поступки.
АО «Курчатовавтотранс» является постоянным участником различных благотворительных акций. В частности, в возрождении святынь Курской области, в поддержании благотворительного фонда «Мир детства», в регулярном на безвозмездной основе предоставлении автобусов для перевозки ветеранов Великой Отечественной войны и членов Курчатовского общества инвалидов на различные мероприятия и во многом другом.