Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Фальков Валерий Николаевич

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Валерий Николаевич Фальков в 2000 году окончил Институт государства и права Тюменского государственного университета (ТюмГУ) по специальности «юриспруденция», в 2003 году — аспирантуру того же вуза. Имеет учёное звание доцента. В 2015 году избран председателем Совета ректоров вузов Тюменской области, вошёл в экспертный совет по мониторингу и прогнозированию кадровых потребностей Тюменской области. Член президиума учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации. С 2018 года включён в состав Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации. В январе 2020 года назначен министром науки и высшего образования Российской Федерации.
Главная задача министерства и научного сообщества, согласно Национальному проекту «Наука» разработанному в соответствии с майским указом Президента РФ Владимира Путина, — вывести Россию к 2024 году в пятёрку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
Для решения приоритетных задач российской науки и высшего образования постоянно совершенствуется модель правового регулирования этих сфер. Представители российских университетов рассказали, как законы и нормативно-правовые акты, разработанные Минобрнауки России и принятые в 2021 году, повлияют на их дальнейшую работу.
Одним из наиболее значимых для системы образования и деятельности вузов стал закон, благодаря которому федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) теперь могут разрабатываться не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по их укрупнённым группам, по областям профессиональной деятельности. Уже с сентября студенты вузов смогут получать несколько квалификаций в рамках более гибких образовательных программ.
Московский физико-технический институт (МФТИ) по собственным образовательным стандартам работает уже более пяти лет. По словам проректора МФТИ по учебной работе Артёма Воронова, студенты вуза имеют возможность в рамках индивидуальной траектории получить компетенции из интересующих их сфер профессиональной деятельности. Теперь такая практика распространится и на другие образовательные организации.
— Например, профессиональные компетенции, формируемые у выпускников направления «Прикладные математика и физика», позволяют им не только быть специалистами в предметной области, но и уметь использовать новые информационные технологии, разрабатывать проекты в области современных наукоёмких технологий, — отметил Артём Воронов.
Ещё один федеральный закон, подготовленный Минобрнауки России в 2021 году, позволит расширить полномочия наблюдательных советов при университетах, которые имеют статус автономных учреждений. Также документ нормативно закрепляет особенности формирования попечительских советов в государственных и муниципальных вузах. Наблюдательные и попечительские советы, помимо всего прочего, теперь будут заниматься рассмотрением и согласованием программ развития вузов, мониторингом их реализации.
По словам ректора Российского университета дружбы народов Олега Ястребова, наблюдательный совет вуза, получив возможность рассматривать и согласовывать программу развития, теперь в полной мере может качественно влиять на деятельность университета, помогая определять на основе интеллектуального потенциала и баланса интересов вуза, государственных органов и общественности наиболее перспективные способы повышения конкурентоспособности университета.
— Поскольку перечень полномочий наблюдательного совета может быть расширен уставом университета, указанная возможность представляет собой более гибкий подход к определению механизмов управления университетом и позволит в перспективе наиболее эффективно выстроить его работу, что важно в условиях изменяющихся современных тенденций в образовательной, научной и международной деятельности, — отметил Олег Ястребов.
Министерством был подготовлен ряд постановлений, в рамках которых из федерального бюджета будут выделены средства на создание новых учебных программ. Например, российские университеты смогут получать гранты на разработку программ бакалавриата и магистратуры по профилю «Искусственный интеллект». Таким образом, благодаря господдержке будет создано не менее 10 программ бакалавриата и не менее 40 программ магистратуры по данному направлению.
Также с 2022 года российские вузы и научные организации смогут получать грантовую поддержку от государства на разработку новых проектов, направленных на научно-технологическое развитие страны. Получить господдержку смогут научные и образовательные организации, расположенные на приоритетных и приграничных территориях России, в числе которых регионы Дальнего Востока, Северного Кавказа, Республика Крым, Калининградская и Ленинградская области.
Ещё одним значимым постановлением, разработанным Минобрнауки России, стало утверждение правил предоставления господдержки на строительство до 2030 года сети современных университетских кампусов. Соответствующее поручение дал Президент России Владимир Путин. Работа над тремя из них стартует уже в 2022 году. Например, приступить к строительству межуниверситетского кампуса в Томске планируют уже летом.
Как отмечает заместитель проректора Томского государственного университета по социальным вопросам Дмитрий Сон, при появлении такого кампуса исследовательский потенциал и образовательная и инвестиционная привлекательность города только возрастёт.
— В новом кампусе появится пространство для деятельности инновационных компаний, инжиниринговые центры крупных корпораций, современные объекты организации досуга, спорта, культуры. Новый кампус в Томске будет соответствовать лучшим практикам мирового образования, — рассказал Дмитрий Сон.
Кроме того, в 2021 году Минобрнауки разработало распоряжение о распределении между вузами 5 млрд рублей на модернизацию инфраструктуры, в том числе на капитальный ремонт зданий. Финансирование получили университеты, подведомственные Минобрнауки, Минздраву, Минсельхозу, Минпросвещения, Минкультуры, Минспорта России и др.
По-прежнему, одной из ключевых задач Министерства остаётся укрепление науки и высшей школы в регионах, а также создание выпускникам школ условий для получения доступного и качественного высшего образования на местах. Чрезмерная концентрация научных и образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге, где находится более 200 вузов (более четверти всей системы высшего образования), по мнению главы Минобрнауки, мешает сбалансированному пространственному развитию страны.
Всего за 2021 год Министерством науки и высшего образования РФ были разработаны 5 федеральных законов и 245 нормативных правовых актов.

Персоны