Тыльченко Лариса Васильевна
Директор ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Лауреат конкурса «Директор года-2018»
Заслуженный учитель Республики Хакасия
Член-корреспондент
Международной академии общественных наук
Адрес: Республика Хакасия, г. Абакан,
просп. Дружбы Народов, д. 31
Сайт: https://surdo.khakasiyaschool.ru/
Лариса Васильевна Тыльченко из тех людей, про которых в характеристике пишут: «высококвалифицированный, опытный, творчески работающий руководитель». Её трудовой путь и заслуги полностью соответствуют этим определениям.
Лариса Васильевна умеет найти подход к каждому учителю, к каждому особому ребёнку. Она является Кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени», Отличником народного образования, Ветераном труда. Среди её наград есть и правительственные, в том числе медаль «Трудовая доблесть Хакасии». Лариса Васильевна уже 18 лет руководит абаканской Школой-интернатом для детей с нарушениями слуха.
Грамотный руководитель, она отлично владеет стратегией образовательного процесса, знает принципы государственной образовательной политики, нормативно-правовые основы функционирования и развития системы образования. Она — опытный управленец, который применяет в своей работе самые современные формы и методы обучения и вос¬питания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями слуха. Активная гражданская позиция, правовая и экономическая грамотность, необходимые психолого-педагогические знания, всё это позволяет Ларисе Васильевне решать самые сложные задачи повседневной работы школы-интерната.
Жизненная позиция Ларисы Васильевны Тыльченко определена фразой «Борюсь за каждого ребёнка, как за собственного». Под руководством Ларисы Васильевны работает стабильный, профессиональный, творческий педагогический коллектив единомышленников, понимающих задачи современного образования и потребности общества. Главный девиз коллектива школы-интерната: «Необучаемых детей не бывает!» Принцип, на котором основана педагогическая деятельность в школе — «У каждого ребёнка свой успех». Здесь всегда присутствует индивидуальный подход к ученикам. Воспитательные и учебные программы составлены таким образом, чтобы каждый ребёнок смог воспринять ровно столько знаний и умений, сколько позволяют его возможности.
Обучение проходит в тёплой атмосфере взаимоуважения. Лариса Васильевна, как руководитель, уделяет очень много внимания психологическому климату в учебном заведении. «Терпение и сотрудничество — вот что главное в нашей работе!» — подчёркивает она. В школе проводится большая работа по улучшению обучения и жизни детей в школе, их творческого и физического развития.
Школьные кабинеты ежегодно обновляются и по¬полняются новым оборудованием за счёт федеральных грантов. Положительные результаты достигаются не только благодаря инновационным методикам обучения, но и тесному взаимодействию с родителями учеников. Научить неслышащего ребёнка говорить и читать по губам — огромный систематический труд, требующий терпения и огромного объёма специальных знаний.
Ещё один девиз директора и коллектива школы-интерната — «На основе традиций идти вперёд, открываясь всему новому». Под руководством Ларисы Васильевны коллектив работает в постоянном инновационном режиме. Успехи педагогов школы-интерната признаны на всероссийском уровне.
Учебное заведение является лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая школа для детей с ОВЗ», победителем Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны», победителем открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшую общеобразовательную организацию, развивающую физическую культуру и спорт — «Олимпиада начинается в школе» в номинации «Лучшая коррекционная общеобразовательная школа». В 2021 году учреждению присвоено звание лауреата Всероссийского конкурса организаций «Лидеры отрасли РФ». Дважды — в 2016 и 2018 годах — школа вошла во Всероссийский рейтинг «100 лучших школ России». По итогам Всероссийского конкурса «Управление современной школой» коллектив стал лауреатом в номинации «Ресурсный подход в управлении образовательным учреждением». Звание лауреата в конкурсе «Школа здоровья — 2019» также есть в «копилке» побед. Школа-интернат включена в официальный реестр лауреатов Всероссийской Национальной премии.
И директор школы, и коллектив за годы работы накопили бесценный опыт, но не останавливаются на достигнутом. Учебное заведение активно развивается, принимает участие в ряде федеральных и региональных образовательных проектов. В 2014 году здесь открыто структурное подразделение школы — «Слухоречевой Центр» для оказания социального психолого-педагогического сопровождения семей с неговорящими детьми дошкольного возраста. Социальный проект «Мир здоровья» и комплексная программа «Мир без границ» обеспечивают успешную адаптацию среди слышащих сверстников детей со слуховыми нарушениями. Усиленное внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению приёмных семей со слабослышащими детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этого разработана и внедрена специальная программа — «Семья особой заботы».
В 2006 году здесь открыта Республиканская базовая площадка по направлению «Внедрение инновационных программ индивидуального обучения». С 2008 года реализуются две новаторские программы: гражданско-патриотического становления личности в образовательном пространстве «Мы — дети России» и «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с нарушением слуха, как условие их социализации». С 2011 года в школе работает Федеральная стажировочная площадка «Распространение в Республике Хакасия современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Необходимо отметить, что ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» уникально не только по своему назначению, но и по методикам и технологиям, применяемым в образовательном процессе. Педагогам здесь необходим массив знаний не только педагогических, но и узкоспециальных. Детям с нарушениями слуха сложно входить в социум, адаптироваться к требованиям современного мира. И только опытные, высококвалифицированные учителя и воспитатели могут помочь ребятам свести все проблемы социализации к минимуму. Есть ещё один аспект, который выгодно выделяет эту школу среди других образовательных учреждений: здесь из почти 90 человек педагогического состава треть — мужчины. Это даёт дополнительные возможности для развития и адаптации детей, создавая практически семейную обстановку.
Ежегодно ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» выпускает в большую жизнь приспособленных к взрослой жизни, нацеленных на успех детей. Таков результат продуманного и системного подхода к образовательному процессу, а также творческого, самоотверженного труда всего коллектива учреждения.