ЯКОВЛЕВ Александр Павлович
учёный, инженер-изобретатель
генеральный директор ООО ОКБ «Геомеханика»
Адрес: г. Тверь, пр-т Чайковского, 28/2, офис 015
Сайт:bnkyakovlev.ru
Александр Павлович Яковлев — разработчик научно-технической базы для серийного производства и широкого применения вибро-ударопрочных оболочковых алюминиевых конструкций в промышленной электронике, один из основоположников промышленной электроники и частного научно-технического бизнеса в России. Научно-технические разработки А. П. Яковлева неоднократно награждались серебряными медалями ВДНХ СССР.
А. П. Яковлев возглавляет ООО ОКБ «ГЕОМЕХАНИКА» — старейшее в России конструкторское бюро, действующее на рынке промышленной электроники и электротехники. Специалисты бюро первыми в мировой практике разработали в стандартах Евромеханика системы базовых несущих конструкций (БНК), изначально предназначенные для возимой разными видами транспорта радиоэлектронной аппаратуры — РЭА. Инновационные системы БНК в зависимости от уровня входящих друг в друга конструкций стандартизованы в международных стандартах Международной электротехнической комиссии — МЭК — до сотых долей миллиметра. Поэтому размещённые в них инновационные функциональные устройства, например, вторичные источники питания, могут тиражироваться миллионными тиражами. Однако сами конструкции патентуются и являются национальным достоянием государств, ими обладающими. Только государства, имеющие свои системы БНК, могут иметь независимую промышленную электронику. Благодаря вкладу А. П. Яковлева и его коллег к таким странам относится РФ. Его научные разработки признаны «лучшими в Европе» самими фирмами стандартизаторами.
Результаты научной и производственной деятельности специалистов бюро можно найти в любой точке земного шара, разработки бюро используются в космосе и медицине, на морских судах и подводных лодках. В том числе в программе «Буран», на международной космической станции «Мир», в морском, транспортном приборостроении, в производстве медицинского оборудования, системах противопожарной сигнализации и других областях.
— Тысячи людей — директора, учёные, научные руководители проектов, ведущие конструкторы и технологи, лаборанты, рабочие — поверили в значимость нашего дела для государственности страны, заложили основы отечественной промышленной электроники, — рассказывает Александр Павлович. — Они пример того, как надо служить Родине в трудное время.
История ОКБ «Геомеханика» началась в 1988 году с разработки радиоэлектронной системы «Геокон-001», предназначенной для геофизического оборудования.
В СССР каждое ведомство, каждое предприятие разрабатывали свои стандарты несущих конструкций,
— Часто даже не имеющие аналогов в мире изделия имели нулевую коммерческую эффективность. Продукция была не отсталой, а нестандартной в государственном масштабе. Как правило, без нескольких изобретений разработки не финансировались. Потом архивы по цене ксерокопирования вывозили за рубеж и там их перерабатывали в БНК, — такова горькая правда, о которой вспоминает ученый.
В конце 80-х в министерствах СССР, связанных научными разработками в ядерных исследованиях и геофизике, начали разрабатывать отечественные БНК, не дожидаясь Госстандарта: в Минатомпроме ведущим специалистом Л. Б. Луниной, в НИИ ВЭФ — начальником КБ Р. Ю. Бандерсом, в Мингео СССР — научным руководителем, зав. сектором БНК специального конструкторско-технологическом бюро средств перфораторной техники (СКТБ СПТ ) А. П. Яковлевым. В этих министерствах получали импортную технику, а использовать её было невозможно совместно с отечественной.
В Мингео СССР задача стояла очень остро. Необходимо было разработать систему БНК из алюминиевых профилей для разработки и изготовления геофизических станций, не имеющую мировых аналогов. Под руководством А. П. Яковлева специалистами СКТБ СПТ впервые в мировой практике была создана и поставлена на серийное производство система БНК для возимой всеми видами транспорта радиоэлектронной аппаратуры «Геокон-001», предназначенная для геофизического оборудования.
Александр Яковлев смог выполнить работы на высшем уровне, сократив время и финансирование на порядок.
— Взялся за дело, не зная глубины отставания СССР в этом направлении, — признаётся он. — Техническую задачу решил быстро. А дальше, как потом оказалось, пришлось потратить всю оставшуюся жизнь.
Решающую роль в разработке и постановке на серийное производство профилей сыграл начальник сектора серийных профилей Минавиапрома Николай Васильевич Мозгалёв. Материалы не годились для изготовления точных профилей, и приходилось делать экспериментальные плавки. Параллельно шла работа в Калинине (Твери). Спать Александру Павловичу удавалось лишь 2 — 4 часа в сутки. После определения материалов приблизились к определению точностных параметров профилей до десятых и сотых долей мм. То, что на Западе делали десятилетиями, им удалось сделать меньше чем за год!
Межведомственные испытания возглавил Д. В. Белоконь, он был первым руководителем, который понял всю историческую значимость момента для страны в целом. Испытания системы «Геокон-001» показали феноменальные возможности: 120-кратный запас прочности при очень малом весе.
— Д. В. Белоконь был в полном смысле слова моим единомышленником и спасителем от узковедомственного мышления руководства… Авторские свидетельства мне вручали в Москве в торжественной обстановке со словами: «Разработка немного не дотянула по критериям до открытия, признана изобретением и является национальным достоянием». Что это такое, я понял позднее, в 90-е…
Чтобы изготовить опытный экземпляр БНК Геокон-001 для экспертизы соответствия стандартам МЭК, потребовалось производство особого уровня. По конверсии предложили Дубненский машиностроительный завод (ныне АО ДМЗ им. Н. П. Фёдорова) для опытных образцов и последующего серийного изготовления для геофизического приборостроения и всех подшефных предприятий Минприбора СССР. Руководителем на заводе по этой теме назначили начальника СТК, молодого специалиста А. В. Назарова, который блестяще справился с заданием, и за заводом автоматически закрепилось это направление. Это была первая гражданская продукция оборонного цеха.
Испытания системы «Геокон-001» показали непревзойдённую удельную нагрузочную способность и надёжность. Все научные достижения воплотились в технические решения мирового уровня и были защищены авторскими свидетельствами СССР. Однако в конце 1990-х годов государственное финансирование проектов СКТБ СПТ было прекращено…
Интересно, что после начала производства в Дубне министр приборостроения СССР М. С. Шкобордня разослал в подшефные предприятия каталог БНК «Геокон-001» и получил от них заявки на несколько лет вперёд. Через полгода эти предприятия могли начать выпускать продукцию собственных НИОКР. Но, увы, все сложилось иначе. В Тверь к Яковлеву приезжает представительная делегация от Минприбора СССР с известием о расформировании министерства. Утром следующего дня его кабинет был взломан, вся документация изъята и на стене висел приказ о снятии с должности и сокращении коллектива. Так Александр Павлович стал пионером частного научно-технического бизнеса. Зарплата, деньги на усовершенствование профилей, на перфораторные штампы, на поездки в Дубну и Москву — всё теперь легло на его плечи.
Александр Павлович с теплотой вспоминает инженера-конструктора Галину Михайловну Разумову, которая была в числе тех, кто остался с ним и прошёл все тяжёлые годы.
— Она владела в совершенстве геометрией и большой скоростью выполнения чертежей, великолепной графикой. Оставила большое наследие. На моих авторских свидетельствах (патентах) чертежи выполнены её рукой.
Несмотря на экономические и организационные потрясения, проведённые в кратчайшие сроки научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) позволили модернизировать систему «Горизонт-001» и выпустить на рынок сначала систему «Горизонт-19» затем «Горизонт-19 ГМ». О научно-техническом уровне разработки красноречивее всего говорят три патента на изобретения РФ и повышенный интерес разработчиков.
— Для серийного производства БНК нужно было наладить производство профилей в Красноярске и Куйбышеве (Самаре). Тогда на согласование документов отводилось две недели в году, затем результаты уходили в Госплан и до следующего года. А без профилей год не будет производства БНК и средств существования, а значит все усилия напрасны. Дважды в неделю летал из Красноярска в Москву в Минавиапром и обратно, т. к. на Красноярском металлургическом заводе — КраМЗе — высшее руководство не хотело браться за такой большой и сложный объём подготовки производства. К счастью, в лице начальника техбюро подготовки производства Лилии Андреевны Карбовской нашёл полное взаимопонимание. Я ей объяснил, что это недостающее звено российской экономики, которого в СССР не было, и она делала всё, чтобы помочь.
Ещё хуже обстояло дело в Куйбышеве. Там тоже дали отказное письмо. Но на мою сторону встали министр авиапрома и начальник производства Гогылев. Они мне готовили ответ за 30 минут на министерском бланке с печатью. И я на самолет, летел обратно с приказом министра. На заводе даже не поняли, думали, что я не уезжал.
При полной поддержке министра авиационной промышленности удалось согласовать серийное производство на всю систему профилей и получить финансирование на изготовление инструментов для прессования.
Но даже после этого на КраМЗе руководство запретило Карбовской готовить новые профили. Тогда она всё равно подготовила их к производству, за что чуть не лишилась работы. Впоследствии смог занять денег и заказать 5 тонн профилей, что обеспечило на несколько лет работой завод и БНК «Горизонт-19» опытные производства КБ заказчиков по всей стране.
— В результате героических усилий моих сподвижников впервые в истории страны началось изготовление БНК по заказам КБ предприятий и производство изделий промышленной электроники, в основном на экспорт военной техники. Производство БНК в Дубне на ДМЗ можно считать началом рождения промышленной электроники страны, — подчёркивает Александр Павлович.
Первыми БНК оценили геофизические предприятия Твери, в частности, компания «Геоэлектроника-сервис» (Беляков Н. В.); СКТБ СПТ (Боронин В. П.), ООО Бургеосервис» (Афанасьев В. С.), ОАО Тверьгеофизика (Хаматдинов Р. Т., Белоконь Д. В.).
Далее подключилось морское приборостроение. Сысойлов Ф. Ф. активно внедрял в НПФ «Меридиан», создавали комплекс для размагничивания судов на ходу АМК-51 и др.
Александр Васильевич Компаниец объединил разработчиков не только своего предприятия, но и Ассоциации предприятий морского приборостроения. Он разрабатывал ТЗ на новые исполнения БНК, А. П. Яковлев вводил их в каталог, и они становились доступными всей стране. До 70 % всей номенклатуры БНК 2-го уровня до сегодняшнего дня — это заслуга А. В. Компаниеца. Он и его преемник В. О. Сысоев поставили перед А. П. Яковлевым задачу создания отечественного каркаса Compact—PCI. Талантливому учёному-изобретателю удалось это сделать, как всегда, без государственного финансирования.
— Заслуживает внимания то, что это их личная забота об импортозамещении, когда вовсю стали царствовать БНК Германии и США, — уточняет Александр Павлович. — Нельзя не сказать о программе строительства судов для экологического мониторинга «Акватория». После замены пульта судоводителя и лабораторного оборудования на БНК Яковлева скорость судна увеличилась в 3 раза, до проектной. Удостовериться приезжал военно-морской атташе США. Дал высокую оценку. После отъезда программу срочно закрыли. Попытка продолжить её в островных странах тихоокеанской группы показала огромный потенциал, можно было бы загрузить многие судостроительные заводы на много лет. Но после анализа, который показал, что нужно государственное долговременное финансирование, частный бизнес не стал продолжать работы.
Важной вехой была работа с НИИ НЦ (г. Зеленоград), в первую очередь с отделом ориентации космических кораблей, руководитель Валерий Андреевич Котов. Разрабатывали БНК для новых кораблей «Прогресс», станции «Салют», МКС. Много сделано для создания отечественных телефонных станций. По рекомендации Котова Александр Павлович предоставил для НПО «Энергия» БНК для системного блока корабля «Буран» за два месяца до его запуска. До этого за два года они безрезультатно испытали около 10 каркасов как импортных, так и собственного изготовления, программа была на грани срыва.
Разработка быстро получила мировое признание. Александр Павлович Яковлев получил приглашения из всех стран НАТО. Единственной, с кем удалось договориться о совместном предприятии, была фирма «Сименс», Германия, руководитель Зигберт Гёбель. Но проект заблокировали сначала МВФ, затем по странной «случайности» сгорел завод «КамАЗ» с оборудованием для модернизации систем автоматизации. В этом, вероятном поджоге могли быть заинтересованы иностранные конкуренты.
Лёгкие шкафы оценили в фирме «Кросна». Стало выгодно перевозить оборудование авиационным транспортом. Почти всю Якутию обеспечили станциями спутниковой связи, которые размещали в неотапливаемых помещениях.
Перечислить всех заказчиков невозможно, это и охранные системы для правительства, Большого театра, музыкальное оборудование, офисные стойки и автоматизированные рабочие места операторов ЦПУ, и многое другое.
— Развитие было, пока работали министерства советского кадрового состава. Через них шло финансирование, начатое ранее, пусть и в меньшем объёме. Американские советники «отлавливали» наиболее успешные программы и добивались не только сокращения финансирования, но главная их цель — выгнать на улицу самые квалифицированные кадры. Частичное сокращение показалось для них малоэффективным. И они осуществили широкомасштабное реформирование всех министерств, набирая совершенно посторонних людей. Так я оказался свидетелем того, что в департаменте РЭА не было ни одного специалиста, который мог понимать технические термины по специальности. Мне пришлось к письмам прилагать пояснения по каждому термину.
Разработка «Горизонт-19» была запрещена как частная для основного потребителя — морского приборостроения. Вся техническая документация для всех строящихся и плавающих судов была по приказу удалена с компьютеров. Уничтожена была вся 12-летняя научная база, на грани уничтожения оказалась уникальная отечественная школа возимых БНК. На грани потери уникальной школы мирового уровня страна находится до настоящего времени.
— Сейчас, к сожалению, тысячи будущих патентов лежат в столе. И на государственном уровне, для достижения уровня ведущих мировых фирм требуется порядка 20 млрд рублей, — говорит учёный. — И всё же в условиях санкций настало благоприятное время для того, чтобы преувеличить национальное достояние.