Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person
Канащенко

Канащенко Анатолий Иванович

Канащенко Анатолий Иванович Генеральный конструктор — заместитель генерального директора по науке ОАО «Корпорации «Фазотрон-НИИР».
Доктор технических наук, кандидат экономических наук, профессор, заслуженный машиностроитель РФ, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ. Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Автор 211 научных работ, в том числе 17 монографий и 55 изобретений.

В то, что А. И. Канащенкову исполнилось 75 лет, поверить просто невозможно! Он по-прежнему деятелен и бодр, улыбчив и внимателен к людям. Кто-то очень правильно сказал об Анатолии Ивановиче: «Он всегда стремился бежать впереди паровоза, чтобы лететь впереди самолёта». И лучших слов, пожалуй, не найти. А. И. Канащенков именно из тех, кому всё в жизни давалось непросто и приходилось делать «вопреки».
32 года он возглавлял крупнейшие предприятия оборонки, в том числе 21 год — научно-производственное объединение ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», которая приобрела всемирную известность благодаря разработке систем управления вооружением и радиолокационных станций истребителей «МиГ-21», «МиГ-23», «МиГ-25», «МиГ-29», «Ту-28», «Су-11», «Су-15, «Су-27» и др.
ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» — лидер разработки и производитель радаров и радиолокационных систем управления вооружением различного типа самолётов и вертолётов, а также ракетно-пушечных наземных и корабельных комплексов ПВО, средств отображения информации о состоянии систем космического корабля и космонавтов, метеорадаров, а также продукции гражданского назначения.
Даже у людей, не посвящённых в тайны самолётостроения, на слуху слово «радар», который в любую погоду, днём и ночью видит цель и обеспечивает её поражение. Научная школа «Фазотрона» известна во всём мире. Примерно 82 % российских истребителей и 34 % истребительного парка мира оснащены радарами разработки «Фазотрон-НИИР». И Анатолий Иванович сделал многое для того, чтобы за последние годы у предприятия появился ряд новых направлений: радары для вертолётов, авиационно-космические системы, связанные с мониторингом поверхности Земли, метеорадар, который будет обеспечивать безопасность полётов в гражданской авиации, и многие другие. За создание базовой СУВ для перспективных истребителей различного назначения в 1998 году А. И. Канащенкову была присуждена Государственная премия РФ.
В отечественном оборонно-промышленном комплексе не так уж много таких блестящих организаторов, душой болеющих за общее дело, как А. И. Канащенков. Анатолий Иванович успешно работал и в годы советской власти, и в самые трудные 90-е годы, когда не было гоззаказов, бюджетного финансирования, как опытный специалист-системщик, он не дал погибнуть предприятию, и не только развил его научную школу, но и сохранил уникальные кадры, рабочие места. Понимая безусловный приоритет экономических методов управления над административными, он, на свой страх и риск, с расчётом на будущее, решился на разработку радаров по собственному ТТЗ «Фазотрона» с учётом его научного потенциала, опыта разработки, изготовления и применения. Так появились базовые радары «Копьё», которые за счёт заключения контрактов с Индией, Китаем и рядом других стран сумели помочь удержать предприятие «на плаву», сохранив уникальную научно-техническую базу и высокопрофессиональный коллектив. Все разработки «Фазотрона» самым непосредственным образом связаны с именем А. И. Канащенкова, который широко известен в радиоэлектронной промышленности нашей страны и за рубежом. Под его руководством было создано новое поколение сложнейших радаров — самолётные радары «Копьё-21И», «Копьё-25», «Жук-МЭ», «Жук-МСЭ» и первые в нашей стране радары для вертолётов «Арбалет», «Копьё-А». Но путь к «Фазотрону», куда Канащенков пришел в 1985 году, был непростым….
…Он родился в 1937 году в селе Веть Хомутовского района Курской области. Его детство пришлось на суровые годы войны. Отец — пограничник, командир разведроты, погиб в 1941-м. Когда немцы заняли село, мама с двумя малыми детьми ушла в партизанский отряд. Жили в лесу, в землянках, пережили и страх, и голод, и холод. Когда в 44-м году вернулись домой, Анатолию было шесть лет, и ему очень хотелось учиться в школе. Он и сегодня отчётливо помнит то время, когда не было самого необходимого, не было даже тетрадей, писали на газетах, между строк… Но ничто не помешало любознательному и упорному мальчишке стремиться к знаниям. С малых лет он опережал своих сверстников в развитии, любил читать, в школе не без успеха играл в школьных спектаклях, но всё же отдавал предпочтение точным наукам, особенно любил конструировать радиоприёмники, которые тогда были большой редкостью.
Окончив с отличием техническое училище (а позже будут в его биографии Московский энергетический институт, Академия народного хозяйства СССР, школа бизнеса в Великобритании, США и Японии), он начал свой трудовой путь электромонтёром на заводе, а в 26 лет (!) уже стал начальником — заместителем главного инженера БЭМЗ (Брянского электромеханического завода). Занимал должности главного конструктора — начальника ОКБ, главного инженера, а в 1974 году стал директором БЭМЗ… Через какие тернии непонимания, неприятия его задумок пришлось пройти этому мужественному человеку, в нескольких словах сказать невозможно. Его талант лидера, проявившийся ещё в юные годы, когда он активно занимался общественной работой, не давал ему покоя, служил своеобразным «вечным двигателем».
Возглавляя в начале 80-х годов одно из крупнейших производственных объединений радиопромышленности в Рязани, он, исходя из принципа экономической целесообразности, сумел существенно увеличить выпуск важнейшей оборонной продукции, причём существенно выросла и материальная заинтересованность коллектива. Анатолию Ивановичу удалось по тем временам невозможное: создать при заводе мощнейшее в городе строительное управление и за 5,5 года построить для рабочих и инженеров 11 многоквартирных домов, три большие улицы! Люди, живущие там и сегодня, спустя четверть века с благодарностью вспоминают его. Кстати, позже, придя на «Фазотрон», он также не забывал о социальной поддержке коллектива.
Проблемы у «Фазотрона» и сегодня есть: недостаточное государственное финансирование разработки радаров и систем управления вооружения для модернизации парка летательных аппаратов российских ВВС, необходимость обновления, в том числе приобретения новейшего научного и технологического оборудования, потребность в передаче молодым накопленного опыта…
Но Анатолий Иванович считает, что нерешаемых проблем нет, а есть нерешённые. Просто надо много и с пользой для общего дела работать, приносить пользу людям. И потому ему некогда писать мемуары, хотя, безусловно, есть что поведать из своей богатой событиями биографии. Но впереди у него — создание новых радиоэлектронных систем, в том числе и для оснащения перспективных авиационных комплексов пятого поколения, активное участие в деле создания надёжного воздушного щита России.

Персоны