ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич
Министр науки и высшего образования РФ
По указу президента Владимира Путина с 2022 по 2031 год в России объявлено проведение Десятилетия науки и технологий, и одна из ключевых задач Десятилетия — привлечение молодёжи в науку. Эта идея стала локомотивом перестройки системы высшего образования страны.
«Итогом пилотного проекта по переходу на новые уровни образования должен стать перевод всей системы высшей школы на новые единые стандарты», — заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков на обсуждении в Санкт-Петербургском горном университете Екатерины II.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков возглавил ведомство в январе 2020 года. С его назначением начались масштабные преобразования всей научно-образовательной системы страны в рамках реализации национальных проектов. Перед министерством стоят развёрнутые задачи по повышению престижа вузов и научных учреждений. Один из наиболее важных проектов по развитию университетского образования — «Приоритет – 2030». — стартовал в 2021 году. В нём участвуют более 100 университетов.
Ещё один важный проект — строительство студенческих городков (кампусов). Отобраны 17 проектов, где предусмотрена развитая инфраструктура. Первые 8 проектов кампусов уже в стадии реализации, часть из них уже на последнем этапе перед сдачей в эксплуатацию. Президент РФ В. В. Путин поставил задачу: построить не менее 40 таких городков.
— Важно иметь возможность получить качественное высшее образование и в Петропавловске-Камчатском, и в Москве, и в Челябинске, и в Тюмени, и в Махачкале, и в любом другом российском регионе. А кампусы — это инфраструктурная основа для получения качественного образования, — подчеркнул Валерий Николаевич, комментируя инициативу руководителя страны.
В 2022 году ещё один проект стал значимым для высшего образования — «Передовые инженерные школы». Он востребован у бизнеса. Об этом говорит размер средств, которые предприниматели вкладывают совместно с государством в создание таких школ.
Тремя главными достижениями российской науки в 2023 году Валерий Николаевич Фальков считает выдающиеся изобретения российских учёных. Об этом он рассказал корреспонденту «Газета.ру».
— Мы очень гордимся тем, что ученые Института ядерной физики имени Будкера СО РАН сами разработали и изготовили для Сибирского кольцевого источника фотонов так называемый клистрон — мощный высокочастотный усилитель. Это часть установки класса мегасайенс. Он был единственным недостающим звеном в полном цикле производства линейных ускорителей электронов и позитронов высокой энергии в России, — сказал министр.
Второе достижение: молодой учёный Максим Никитин, опубликовал статью, где описал новый фундаментальный механизм хранения информации ДНК. Третье — учёные Института биомедицинской химии им. Ореховича запатентовали детектор на основе нанопроводного биосенсора.
Все высоты достигнуты в рамках реализации проекта «Приоритет – 2030». За девять месяцев 2023 года участники программы показали рост привлечения внебюджетных средств. Так, более 1 миллиарда рублей привлекли 11 университетов.
Ещё одна инициатива, одобренная Президентом Путиным — поддержка преподавателей фундаментальных дисциплин. Эти педагоги формируют мировоззрение молодых людей, профессиональную основу в каждой из областей образования.
— В первые год-полтора у студентов происходит формирование некоего каркаса, фундамента. Это ключевые дисциплины: от теоретической механики до русского языка, философии, истории и ряда других дисциплин. Мы считаем, что поддержка преподавателей фундаментальных дисциплин — это один из важнейших элементов обновления системы высшего образования в России, — рассказал Валерий Фальков журналистам.
Эта программа — составляющая большого проекта по переводу отечественного высшего образования на новые стандарты. В пилотной части проекта участвуют шесть ведущих вузов страны: Санкт-Петербургский горный университет, БФУ им. Канта, МАИ, МИСИС, МПГУ и Томский госуниверситет.
Ещё один важный момент: в 2017 — 2023 годах расходы федерального бюджета на поддержку исследований выросли с 355 млрд до 597 млрд рублей, а конкурсная поддержка с 32 млрд до 146 млрд рублей.
— Это свидетельствует о том, что… грантовая поддержка является одним из основных востребованных способов финансирования науки. Палитра инструментов конкурсного финансирования также постоянно расширялась. От 6 инструментов в 2017 году до 29 в 2024-м. Общий объем финансирования в текущем году составит 166 млрд, — подчеркнул в своём докладе Президенту Валерий Фальков. (Цитата из материала на сайте Минобрнауки России).
Продолжают успешно развиваться программы мегагрантов и обновления приборной базы. Так, до 2026 года будет предусмотрено обязательное финансирование мегагрантов, а также увеличены сроки их реализации. Планируется оказывать поддержку молодым перспективным исследователям в размере до 15 млн рублей ежегодно на срок до двух лет с возможным продлением на два года.
Ещё одна хорошая инициатива по созданию условий для интеграции науки и образования с бизнесом — федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».
— С 2022 года по всей стране создаётся сеть университетских стартап-студий для серийного запуска бизнесов, в основе которых лежат новейшие научные российские разработки. Задача — внедрение в вузах устойчивой модели студенческого предпринимательства. На сегодняшний день успешно работают 22 стартап-студии, в которых создано более 240 стартапов. Цель проекта — к 2030 году вывести из стен университета в экономику 30 тыс. технологических предпринимателей, — рассказал министр в беседе с корреспондентом ТАСС.
Статистика по реализации Национального проекта «Наука и университеты» за 2023 год:
— Россия заняла 9 место в мире по объёму научных исследований и разработок и 16 место по объёму НИОКР в секторе высшего образования;
— 185 220 отечественных технологий используются в реальном секторе экономики;
— 1 млн 361 тыс. руб. на человека — техническая вооружённость сектора исследований и разработок;
— 365, 6 тысяч мест доступно для бесплатного высшего образования;
— 351 108,2 кв. метров площадей новых кампусов введено в эксплуатацию.
Валерий Николаевич Фальков Родился 18 октября 1978 года в городе Тюмень. Окончил Тюменский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Кандидат юридических наук. Работал на различных должностях (заведующий кафедрой, заместитель директора института государства и права, проректор по дополнительному образованию, директор института права, экономики и управления) в ТГУ.
В 2012 — 2020 годах занимал должность Ректора университета. 21 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации назначен на должность Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Награждён: почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, почётным нагрудным знаком Тюменской областной Думы, почётной грамотой Губернатора Тюменской области, дипломом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Имеет благодарности от полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе и председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.