Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
person
Евгений Дога

Евгений Дога – второй после Штрауса

Евгений Дога – второй после Штрауса
Если ты композитор –
то каждая нота и каждый звук, порождённый
тобой, должны быть осмысленны и
не должны звучать фальшиво.
Евгений Дога
Очень часто воистину талантливые люди создают свои произведения буквально за ночь. Во сне к ним приходят на ум поразительные сочетания звуков, красок, символов.
– Первой сценой была свадьба Оленьки Скворцовой, к которой надо было подобрать музыку, — вспоминает выдающийся советский и молдавский композитор, педагог, Народный артист СССР Евгений Дога. — В фонотеках я ничего подходящего не нашёл и решил написать вальс. Но время шло и про вальс я забыл пока через пол-года не появился разъярённый режиссер Эмиль Лотяну и сообщил, что назавтра назначена запись вальса и что через день-съёмка! Видимо мозг полгода назад получил задание и в эту критическую ситуацию помог. К утру партитура была готова. Вечером, когда оркестр сыграл, музыканты постучали смычками по пультам в знак одобрения.
Так родились первые музыкальные композиции одного из самых романтичных кинофильмов советской эпохи «Мой ласковый и нежный зверь», который символизировал вечную любовь и красоту. Вальс стал визитной карточкой мастера, а специальным решением ЮНЕСКО — признан одним из 4-х музыкальных шедевров прошлого века. И, несмотря на это, мало кто знает, что Евгений Дога считается одним из последних композиторов в мире, кто писал вальсы. Его произведения, как знакомые всем по фильмам, так и известные только верным поклонникам, в 2007 году играли в Вене, где обычно звучат только композиции короля вальсов Штрауса! Его музыка окутывает, словно прозрачная вуаль, проникает в глубины подсознания и навсегда остаётся трепетным и теплым воспоминанием.
Жизнь будущего композитора началась в первый день весны 1937 года, в селе Мокра Рыбницкого района, расположенного на левом берегу Днестра в северо-восточной Молдавии. Живописный край с низинами, раскидистыми дубами и маленькими речушками через много лет преломиться в творческом восприятии мастера сладостным сочетанием звуков. А тяжёлые, голодные и холодные военные и послевоенные годы, станут основой для драматических произведений.
Путь Евгения Доги к славе был не прост. Паралич левой руки поставил под сомнение карьеру музыканта-виолончелиста, и тогда Евгений Дога решил профессионально заняться композицией и снова поступил в консерваторию, пройдя полный курс композиции и симфонического дирижирования.
Дебют Е. Доги в качестве кино — композитора состоялся в 1967 году в фильме режиссера Георге Водэ «Нужен привратник». Истинное признание композитор получил после фильма «Лэутары». Именно с этого началось творческое содружество режиссёра Э. Лотяну и композитора Е. Доги. А дебютом на студии «Мосфильм» стала картина «Табор уходит в небо». Одновременно с этим фильмом, автор работал еще над одним произведением – «Мой белый город». Сейчас эта песня — гимн Кишинёва, а её мелодия служит музыкальной заставкой для главных часов на башне города.
Большой вклад внёс композитор и в детскую музыку. Дети 80-х вряд ли когда-нибудь забудут Марию — Мирабеллу, которая обещала дорогу в сказку. Сам же композитор о своей кино — музыке отзывается несколько философски:
– Кино – это микроскоп в моё прошлое, откуда проступают балканские ритмы и славянская нега, романская упругость и российская распевность. Кино – это телескоп в будущее, сфокусированное из магнитных бурь всех галактик бесконечного мира.
Романтичная и страстная натура мастера нашла проявление ещё и в балете. Самые знаменитые — балет «Лучафэрул» и балет «Венансия». В планах Е. Доги ещё один – о любви и ненависти, стремлении к счастью.
– Я – романтик, — признаётся маэстро. — Мне нравится, когда есть мелодичная музыка, есть человеческие страсти, любовь. У каждого есть это состояние, нужно только время от времени его будить, заряжать новыми ощущениями, впечатлениями, потому что это то, ради чего человек живёт – ради любви, любви друг к другу, родителям, природе, к самому себе, прежде всего…»
Все награды и премии Евгения Доги очень сложно перечислить. Он Член Союзов композиторов Молдавии и СССР, Член Союза кинематографистов СССР, Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР,премии «Овация», награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени , Золотой звезды Румынии в степени командора, Ordinul Republicii, Молдова— за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность. Кроме того, композитор имеет несколько учёных степеней, в том числе и Действительный член Академии наук Молдовы, Академик Международной Академии Меценатства, Действительный член Международной Академии культуры и искусства, Академии киноискусства. В его копилке множество кинопремий. Только за музыку к фильму «Нужен привратник», Евгений Дога награждён тремя дипломами, а за музыку к фильму «Рябиновый вальс» мастер получил премию национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» и премию «Золотой витязь».
В этом году Е. Доге исполнилось 76 лет. Но, несмотря на почтенный возраст, автор не останавливается на достигнутом. Август 2013 года стал для него знаменательным. Он провёл два концерта классической музыки с оркестром Национального театра оперы и балета им. Марии Биешу, приуроченные к празднованию Дня независимости и Дня румынского языка. Тем более, что Евгений Дога не записывал свои произведения в студиях Республики Молдова более 20 лет.
– Для меня творчество – это беспредметная необъяснимая влюблённость, похожее на мимолётное дуновение тёплого ветерка в потоке холодного воздуха, – резюмирует маэстро.

Персоны