Башмет Юрий Абрамович
Башмет Юрий Абрамович Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ.
Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти усыпанный то розами, то шипами творческий путь, но и стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.
24 января 2013 года, когда маэстро Башмет праздновал свое шестидесятилетие, его замечательному альту исполнилось 205 лет, из которых 30 лет они — музыкант и его инструмент — вместе.
Альт Башмета был создан в Милане в 1758 году мастером Паоло Тесторе; руки многих музыкантов прикасались к этому шедевру скрипичного мастерства, но именно Башмету удалось прославить его на весь мир… Именно он впервые в исполнительской практике дал сольные концерты альта в Карнеги-Холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикане (Лондон), в Берлинской филармонии, «Ла Скала» (Милан), Большом зале Московской консерватории, в Большом зале Ленинградской филармонии.
Миланское струнное чудо проплыло на руках музыканта по всему миру, и та музыка, что слышали люди в разных залах, в чём-то изменила и их, слушателей, и города, в которых она звучала. Эта музыка стёрла границу между живыми и ушедшими. Паоло Тесторе дождался лучшего хозяина для своего инструмента.
Где остаётся гениально сыгранная гениальная музыка? Не может она «пройти», прозвучать бесследно…
Есть прекрасное высказывание о том, что перегородки, разделяющие людей, не доходят до неба. Благо и радость — вне конфессий, политики, национальностей.
Когда-то Башмет создал оркестр «Солисты Москвы». Музыканты оркестра не вернулись в Москву из парижских гастролей. Башмет возвратился один. Его оркестранты оказались в плену пресловутых перегородок. Для того чтобы стать европейцами, им пришлось сменить место жительства. А Башмету — не надобно этого, он и так гражданин мира, он и так над перегородками, потому что он и есть Музыка.
Теперь у него новый оркестр, который так и называется — «Новая Россия»… Может быть, Россия ломает косные перегородки своего сознания и тоже становится достойнейшей частью мира, как и её лучшие творцы, в числе которых Юрий Башмет? Может быть.
А тем временем маэстро Башмет растит… детский оркестр. Он устраивает грандиозные мастер-классы летом, во время школьных каникул.
Маленькие музыканты со всего мира объясняются с маэстро по-английски. Есть в этом уникальном музыкальном коллективе и счастливчики — россияне.
Да, счастливчики! Потому что знаете, как начинаются их репетиции? Всякий раз по-разному, но всегда — сказочно. Например, маэстро может начать репетицию так: «Представьте, вы — летящие кенгуру…»
Эта детская сказочная «терминология» облегчает вхождение маленьких музыкантов в «узкие врата» истинного искусства.
Итак, Башметом написаны три основные главы книги жизни.
Альт…
Оркестр…
Дети…
Но сколько ещё предстоит сделать! Сколько музыки ждёт исполнения Башметом как главного дня своего существования, своего второго рождения. Второго — после написания композитором.
Сколько учеников усвоят уроки своего наставника и постараются их не забыть?