Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Сафонова Виктория Викторовна

Доктор педагогических наук.

Профессор кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Генеральный директор НИЦ «Еврошкола».

www.euro-school.org

Cотни научных публикаций, включая зарубежные издания, многочисленные выступления на международных конференциях, активное сотрудничество в международных общеевропейских проектах, в том числе и в качестве эксперта в языковом образовании, членство в диссертационном совете МГУ, отечественных и зарубежных редколлегиях журналов и сборников, разработка и преподавание уникальных курсов по теории и методике обучения иностранным языкам и воспитания средствами иностранного языка — таков далеко не полный научный и творческий потенциал профессора кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Виктории Викторовны Сафоновой.

В юности её привлекла теория и методика обучения иностранным языкам, вот почему ещё студенткой ею были опубликованы первые научные работы по методике конструирования программированного пособия для самостоятельного изучения студентами сложных грамматических явлений. С университетской скамьи она не мыслит себя без науки. Окончив с отличием в 1971 году английское отделение факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета, а затем защитив кандидатскую диссертацию и получив степень кандидата педагогических наук в 1981 году, Виктория Викторовна продолжила в своей альма-матер преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. В сферу её научных интересов в то время входили проблемное обучение иностранным языкам в школе и вузе, коммуникативно-ориентированное тестирование, психолого-педагогические и социолингвистические основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам. В студенческие годы Виктории Викторовне посчастливилось общаться с такими выдающимися российскими учёными, как психолог Пётр Яковлевич Гальперин и лингвист Игорь Павлович Распопов. А будучи преподавателем ВГУ, круг учёных, с которыми она начала тесно сотрудничать, включил и таких видных представителей советской науки, как психолог, филолог и методист Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвострановед Геннадий Дмитриевич Томахин, методист Сергей Филиппович Шатилов.

Насыщенные двадцать пять лет, которые Виктория Викторовна провела в стенах Воронежского государственного университета, были наполнены интенсивной преподавательской деятельностью: это и чтение лекций по теории и методике обучения английскому языку, переводоведению, коммуникативному синтаксису английской речи, и ведение практических занятий по интерпретации художественного и публицистического английских текстов. В это время она начала создавать учебно-методические пособия на английском языке в контексте проблемного

обучения филологов в вузе, а получив звание доцента кафедры английской филологии, стала осуществлять руководство учебно-методической деятельностью преподавателей факультета романо-германской филологии ВГУ. Поскольку ей всегда была присуща огромная любовь к студентам, то помимо педагогического общения с ними в аудитории она активно вовлекала студентов факультета РГФ в театрально-сценическое творчество, в частности, в постановку миниатюр на английском и русском языках по мотивам их студенческой жизни, которые многократно становились победителями конкурсов студенческой самодеятельности «Университетская весна» в ВГУ.

В эти годы Виктория Викторовна Сафонова, многосторонне изучая проблемы вузовского образования в высшей школе, приходит к осознанию необходимости разработки нового методического подхода к обучению языкам международного общения, что и дало импульс для создания ею социокультурного подхода к обучению иностранным языкам, который к настоящему времени стал одним из доминирующих подходов в моделировании обучения как иностранным, так и неродным и родным языкам, перешагнув границы Российской Федерации. В «воронежский» период выходят первые монографии В. В. Сафоновой «Социокультурный подход к обучению иностранным языкам» (Москва, 1991), «Культуроведение и социология в языковой педагогике» (Воронеж, 1992), раскрывающие его концептуальные основы и пути социокультурного образования обучающихся средствами иностранных языков, необходимого для эффективного международного сотрудничества в мире в условиях его глобализации и интернационализации.

После переезда в Москву Виктория Викторовна трудилась в должности научного сотрудника лаборатории языкового образования Московского института развития образовательных систем, а в 1993 году, после защиты докторской диссертации и получения степени доктора педагогических наук, она была приглашена для создания первой в СССР кафедры иностранных языков и культуроведения в Республиканский институт повышения квалификации работников образования. На кафедре под её руководством началась активная работа по внедрению методологии обучения языку в контексте диалога культур и цивилизаций, представленной в её новой монографии «Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций» (1996), в практику обучения английскому, немецкому, испанскому и французскому языкам в российском школьном языковом образовании. В эту пору она была активно вовлечена Министерством образования и науки РФ в разработку федеральных образовательных стандартов, учитывающих в том числе и методологические положения социокультурного подхода к изучению иностранного языка. Также началась её международная научная, научно-исследовательская и научно-методическая деятельность, в том числе и при участии в международных проектах по линии Совета Европы, создавших единое общеевропейское пространство в области языкового образования. Именно в этот период происходило становление и развитие научной школы этого учёного.

Издательство «Просвещение» пригласило В. В. Сафонову для создания инновационной учебной литературы по английскому языку и учебных программ по изучению языка. В результате она стала автором качественно новых федеральных учебных программ для 1–11 классов по иностранным языкам и инновационного авторского учебно-методического комплекса по английскому языку для 8–11 классов (серия учебников для школ с углублённым изучением английского языка), ставшего инструментом подготовки школьников к общению на английском языке хотя и в глобализированном мире, но тем не менее сохраняющим, отстаивающим и защищающим своё лингвистическое и культурное многообразие. Она также сотрудничала с издательствами «Астрель», «Cambridge University Press», а в настоящее время ― с издательством «ЭКСМО». Программы и учебная литература, созданные на рубеже веков, стали методическими ориентирами для создания учебно-методического обеспечения подготовки учащихся к межкультурному общению на иностранном/неродном языках уже и в новом тысячелетии.

С 1998 года В. В. Сафонова возглавляет научно-исследовательский центр «Еврошкола». Его направление — обучение языкам международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций, создание инновационной методической и учебной литературы нового поколения как для школьного, так и для вузовского языкового образования, учитывающей мировые направления в развитии языкового образования, а также национальные достижения и приоритеты в гуманитарном образовании. НИЦ «Еврошкола» тесно сотрудничает с вузами и школами по всей России, со странами СНГ, с зарубежными образовательными и культурными центрами. При этом профессор Сафонова всегда совмещала научно-исследовательскую и непосредственную педагогическую деятельность в вузе, плодотворно работая с МПГУ, а также проводя многочисленные мастер-классы на вузовских и школьных экспериментальных площадках в различных уголках нашей Родины.

Неустанная, плодотворная и подвижническая работа Виктории Викторовны получила широкую известность и признание педагогического сообщества. Она неоднократно награждена медалями Всероссийского выставочного центра РФ, а возглавляемый ею НИЦ «Еврошкола» отмечен дипломами ВВЦ за научно-исследовательские и прикладные педагогические и методические результаты и за создание серии инновационной учебной и учебно-методической литературы для 8–11 классов.

В 2013 году Виктория Викторовна была приглашена на работу на факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, представляющего собой уникальное междисциплинарное содружество ведущих специалистов страны в области когнитивной лингвистики, культурологии, переводоведения, теории и методики обучения германским, романским, славянским и восточным языкам в процессе подготовки студентов на всех уровнях образования в высшей школе (бакалавриата, магистратуры и аспирантуры). Это открыло новые ракурсы в научно-исследовательской и педагогической деятельности учёного, поставив во главу угла методологию и методику подготовки студентов к межкультурной коммуникации на со-изучаемых языках в контексте компетентностной парадигмы вузовского языкового образования, проектирование образовательных программ по направлениям подготовки студентов на факультете иностранных языков и регионоведения и их учебно-методического обеспечения. В 2017 году профессор Сафонова стала одним из победителей конкурса работ, внёсших значительный вклад в реализацию Программы развития Московского университета, и получила премию по ней. Она также органично вошла в общеуниверситетскую методическую деятельность, войдя в общеуниверситетские команды по компетентностному обновлению федеральных образовательных стандартов высшего образования, включая и образовательные стандарты МГУ, созданию программы педагогического образовательного модуля для реализации в рамках образовательных программ аспирантуры МГУ. В 2018 году она также осуществляла исследовательскую деятельность в общеуниверситетской команде НИР по «Разработке современной модели формирования исследовательских компетенций выпускников образовательных программ по фундаментальным направлениям подготовки и специальностям высшего образования» по линии АНО «Ассоциация классических университетов России» (Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-1-006957) (руководитель — заместитель проректора управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ Е. В. Караваева).

Достижения Виктории Викторовны венчают награждение в декабре 2017 года орденом общественного признания «Почётный гражданин России» и получение звания лауреата премии «Ответственность и благородство» по Общероссийской общественной программе «Национальное величие» (март 2018).

В настоящее время, когда появилась опасность сужения зоны «диалога культур» на международной арене с постепенным расширением зоны «не-диалога культур», перед российским языковым образованием ещё с большей остротой встаёт вопрос о подготовке специалистов с высокой коммуникативной культурой, способных открывать миру красоту и достижения России и достойно защищать страну в разворачивающихся мировых информационных войнах на всех языках. Сближение и сотрудничество народов в современном мире в немалой степени зависят от культуры общения людей в условиях межкультурной коммуникации, основы которой закладываются в школе, а затем развиваются в вузе. И хотя среди иностранных языков пока в качестве лингва франка современного глобального мира выступает английский язык, однако для российских граждан в стране, сотрудничающей с государствами всех континентов, актуально сегодня не только изучение традиционных западноевропейских иностранных языков, но и овладение восточными языками (например, китайским, японским, корейским, арабским), не исключая возможности для личностно  значимых или профессиональных целей овладевать языками, входящими в арсенал Европейского Союза, СНГ, БРИКС и других международных организаций. Со-изучение языков и культур может внести достойную лепту в достижение взаимопонимания между народами в контексте диалога культур и цивилизаций. Виктория Викторовна Сафонова продолжает вносить достойный вклад в это благородное дело, отдавая ему свой ценный опыт, многогранный научный потенциал и благородство своей души.

Персоны