Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

ТЫЛЬЧЕНКО Лариса Васильевна

Директор ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха».

Лауреат конкурса «Директор года-2018».

Заслуженный учитель Республики Хакасия.

Член-корреспондент Международной академии общественных наук.

Адрес: 655016, Республика Хакасия, г. Абакан, пр-кт Дружбы Народов, д. 31.

Сайт: https://surdo.khakasiyaschool.ru/

Среди руководителей образовательных учреждений России огромное количество достойных людей. Это энтузиасты своего дела, талантливые лидеры и умелые организаторы. Под их руководством детские сады, школы, интернаты, вузы поднимаются на высшие позиции рейтингов. Среди этих учебных заведений отдельной строкой надо выделить те, в которых учатся дети с нарушениями здоровья. Здесь особая специфика, которая требует особых знаний. Одной из таких школ руководит Лариса Васильевна Тыльченко.

Лариса Васильевна — ветеран труда, Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель ряда медалей и почётных знаков, а также большого количества дипломов и благодарностей от представительных органов власти разного уровня. Но, несмотря на такое признание, она — человек, который не остановился на достигнутом, а постоянно растёт профессионально, развивается духовно, увлекая за собой весь коллектив ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» города Абакана.

Школа открылась в 2003 году. За 16 лет работы уникального учреждения здесь сложился коллектив, для которого любовь к детям, профессионализм, творческий подход к делу — главные принципы в работе. «На основе традиций идти вперёд, открываясь всему новому!» — так можно обозначить установку педагогов школы. Этот негласный девиз подтверждается делами.

Необходимо отметить, что ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» уникальна не только по своему назначению, но и по методикам и технологиям, применяемым в образовательном процессе. Это единственное такое учебное заведение в Хакасии. Педагогам здесь необходим массив знаний не только педагогических, но и узкоспециальных. Детям с нарушениями слуха сложно входить в социум, адаптироваться к требованиям современного мира. И только опытные, высококвалифицированные педагоги могут сделать так, что у этих ребят все проблемы социализации будут сведены к минимуму.

Главный девиз коллектива школы-интерната: «Необучаемых детей не бывает!» Поэтому здесь осуществляется индивидуальный подход к ученикам. Учебные и воспитательные программы составлены так, чтобы каждый ребёнок смог воспринять ровно столько знаний и умений, сколько позволяют его возможности. Обучение проходит в дружественной атмосфере взаимоуважения. Лариса Васильева Тыльченко, как руководитель, уделяет особое внимание внутришкольному психологическому климату. «Терпение и сотрудничество — вот что главное в нашей работе!» — утверждает она.

Школа активно развивается, участвует в ряде федеральных и региональных образовательных проектов. Расширяется поле деятельности и охват семей с детьми, имеющими нарушения слуха и речи. По инициативе руководства и коллектива учреждения в 2014 году открыто структурное подразделение школы — «Слухоречевой Центр» для оказания социального психолого-педагогического сопровождения семей с неговорящими детьми дошкольного возраста. Социальный проект «Мир здоровья» и комплексная программа «Мир без границ» обеспечивают успешную адаптацию среди слышащих сверстников детей со слуховыми нарушениями. Усиленное внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению приёмных семей со слабослышащими детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этого разработана и внедрена специальная программа — «Семья особой заботы».

Есть в кадровой работе школы-интерната аспект, который выгодно выделяет её среди других образовательных учреждений: здесь из почти 90 человек педагогического состава треть — мужчины. Это даёт дополнительные возможности для развития и адаптации детей, создавая практически семейную обстановку.

Несмотря на «молодой» возраст, абаканская ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» — образовательное учреждение, уважаемое и авторитетное. В 2006 году здесь открыта Республиканская базовая  площадка по направлению «Внедрение инновационных программ индивидуального обучения». С 2008 года реализуются две новаторские программы: гражданско-патриотического становления личности в образовательном пространстве «Мы — дети России» и «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с нарушением слуха как условие их социализации». С 2011 года в школе работает Федеральная стажировочная площадка «Распространение в Республике Хакасия современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

Руководство и педагогический коллектив учреждения постоянно совершенствуют своё мастерство, побеждают в конкурсах разного уровня. Дважды — в 2016 и 2018 годах — школа вошла во Всероссийский рейтинг «100 лучших школ России». По итогам Всероссийского конкурса «Управление современной школой» коллектив стал лауреатом в номинации «Ресурсный подход в управлении образовательным учреждением». Звание лауреата в конкурсе «Школа здоровья — 2019» также есть в «копилке» побед.

— В любой работе важна системность. Здесь мы говорим и о планировании, и о подборе материалов, и о сохранении накопленных знаний. Но, говоря о планировании, важно, чтобы оно было продуманным и применимым на практике. Всё должно быть исходя из диагностики: первое — это, естественно, здоровье учащихся, второе — уровень подготовки, на момент которой составляется программа или план работы, и третье — условия, которые позволят все задумки выполнить, — так объясняет успех коллектива школы Лариса Васильевна Тыльченко.

С её словами можно только согласиться. Ей, как опытному и дальновидному руководителю, работа коллектива видна и понятна во всех гранях, всех проявлениях. То, что ежегодно ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» выпускает в большую жизнь успешных, приспособленных к взрослой жизни детей — это результат именно продуманности, системности подхода к образовательному процессу и творческого, самоотверженного труда всего коллектива учреждения.

Персоны