Мартынова Лидия Филипповна
Директор КГБУ Детский дом № 5.
Заслуженный учитель РФ, Отличник просвещения.
Адрес: 680051, г. Хабаровск, ул. Суворова, д. 55.
Cемья — основа здорового, развитого общества, где ребёнок получает основные навыки жизни в современном мире. Но что делать, если по каким-либо причинам маленький человек остался один либо родители перестали быть для него надёжной опорой? Тогда многократно возрастает роль педагогов, работающих с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения либо попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Воспитание такого ребёнка — процесс сложный, творческий. Ведь его надо не просто подготовить ко взрослой жизни, но и дать ему то тепло, которого недодала судьба. Профессиональный уровень учителя, воспитателя, работающего в этой сфере, должен быть чрезвычайно высок.
— Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют коллектив нашего детского дома, — подчёркивает заслуженный учитель РФ Лидия Филипповна Мартынова, директор Краевого государственного бюджетного учреждения «Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 5» города Хабаровска. — Одним из критериев педагогического мастерства мы считаем результативность работы педагогов, которая проявляется в успешной жизнедеятельности воспитанников.
КГБУ «Детский дом № 5» на сегодняшний день — одно из ведущих образовательных учреждений такого типа не только в Хабаровском крае, но и за его пределами. Его деятельность — это постоянное стремление к развитию социального и личностного потенциала детей путём организации системы социально-образовательных практик для воспитанников и создания для них условий, приближённых к семейному проживанию и воспитанию.
За десятилетие работы пройден большой путь, освоены новые воспитательные технологии. Педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию. На сегодняшний день в детском доме два Отличника народного просвещения, два Почётных работника общего образования. Десять человек награждены грамотами Министерства образования РФ, тридцать шесть — грамотами Министерства образования и науки Хабаровского края.
О высоком уровне учебного и воспитательного процессов говорят и победы на престижных всероссийских конкурсах. В 2012 году коллектив КГБУ «Детский дом № 5» признан лучшим на Международном открытом конкурсе со своим проектом «Родня». В 2015 году — победа сразу в двух Всероссийских конкурсах: «Здоровое поколение» и «Стартуем вместе». Юбилейный 2017 год коллектив ознаменовал триумфом во II Всероссийском конкурсе «Семейный фарватер — 2017».
— Наши достижения — стимул идти вперёд, совершенствовать свою работу, — говорит Лидия Филипповна. — В первую очередь, в направлении развития талантов детей. Позиционирование и продвижение наших воспитанников как способных, умелых, востребованных на производстве людей, умеющих ставить и решать задачи в условиях современной жизни — это наша основная задача. Занятия в различных кружках и секциях позволяют ребятам организовать досуг, найти себе занятие по душе, развивать свои творческие возможности, стать более уверенными, уважать свои достижения. Наши воспитанники — победители большого количества конкурсов и соревнований, как краевых, так и всероссийских. Этому способствует хорошая материально-техническая база и помощь попечителей.
Большое внимание в детском доме уделяется социально-правовой сфере. Основа социальной работы — оказание реальной помощи в адаптации воспитанников к реалиям жизни и оформление для них полного пакета юридических документов, работа по семейным формам устройства детей, организация летнего отдыха и оздоровления, помощь в профориентации.
Также на базе детского дома работает система мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Для педагогов детского дома, по их личному признанию, воспитанники сродни собственным детям. На сегодняшний день шестьдесят ребят находятся под неусыпной заботой коллектива. Учатся они в близлежащих школах. За десятилетие у детского дома сто пять выпускников. Все они достойно вошли во взрослую жизнь. Специалисты структурного подразделения организации — службы постинтернатного сопровождения, оказывают выпускникам помощь, направленную на поиск скрытых ресурсов для успешного социального развития.
— Мы очень надеемся, что поставленные нами задачи — изменение отношения к детям-сиротам не как к иждивенцам и социальным инвалидам, а как к людям, способным изменить свою жизненную ситуацию к лучшему, реализовать социальный и личностный потенциал — выполняются в полной мере, — акцентирует Лидия Филипповна. — Выбранная нами форма социально-ориентированного обучения, формирование у них ключевых компетентностей, которые помогают им успешно интегрироваться в современное общество, дают видимые результаты. Мы продолжим двигаться именно в этом, инновационном направлении. В этом наше призвание и жизненная миссия.