Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

Захаров Марк Анатольевич

Художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра «Ленком».

Герой Труда РФ.

Народный артист СССР.

Именно он — автор театра, который стал одним из символов нашей страны с 70-х. «Ленком» — кто не слышал такого определения? А за ним — имена и спектакли, особый взгляд на мир и искусство, зрительские прозрения и потрясения.

Марк Анатольевич Захаров возглавил театр имени Ленинского комсомола в 1973 году. Главному режиссёру удалось не только сохранить «звёзд», блиставших у Анатолия Эфроса, и взрастить новых, но и сплотить их, создав коллектив «смотрящих в одном направлении». Ведь только в таком едином энергетическом пространстве можно создавать произведения, которые не только привлекут внимание зрителя, а по-настоящему скажут «новое слово в искусстве».

С первого спектакля «Автоград-XXI», созданного Марком Захаровым совместно с Ю. И. Визбором, где блистал Олег Янковский, Москва вновь устремилась в театр, который после ухода Анатолия Эфроса на несколько лет оказался вне её пристального внимания. Следующая постановка — «Тиль», потом «В списках не значился». Полные залы. А такие спектакли, как рок-опера «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Оптимистическая трагедия», «Мудрец», «Поминальная молитва», «Три девушки в голубом», «Чайка», «Королевские игры», «Шут Балакирев», «Вишнёвый сад», «Пер Гюнт» стали по-настоящему «культовыми».  Многим из них была суждена долгая сценическая жизнь, и они до сих пор собирают аншлаги. Наверное, недаром этой весной на спектакле «Юнона и Авось», когда зазвучала финальная «Аллилуйя», группа подростков, «в едином порыве» счастья сопереживая действию на сцене, выскочила в середину зала, сорвала с себя куртки и стала ими размахивать…

Вызывают огромный зрительский интерес и последние премьеры. Ведь «сценические сочинения», как он сам называет свои спектакли, всегда отличаются и смелостью высказываний, и особенной формой, и неповторимым театральным языком. Так, в апреле вышел новый спектакль «Фальстаф и принц Уэльский» — антитоталитарное попурри из исторических хроник Шекспира с песнями на слова Юлия Кима.

Предмет его особой гордости — конечно, это его актёры. Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Леонид Броневой, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов — то поколение великих, которое знала и помнит вся страна. Инна Чурикова, Александр Збруев, Александр Лазарев, Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Олеся Железняк, Анна Большова, Мария Миронова — кумиры сегодняшнего дня. В строй встают и новые имена, так же горящие идеей своего дома-театра, как и дочь Марка Анатольевича Александра Захарова, признавшаяся однажды, что, «идя в актрисы», не мыслила себя нигде, кроме как на сцене именно этого театра. Сам Марк Анатольевич воспитал не одно поколение театральных звёзд, многие годы жизни отдав кафедре режиссуры в РАТИ «ГИТИС».

Миллионы зрителей знают Марка Захарова как автора любимейших фильмов. Авторские «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона» — актёрские работы, музыка, цитаты, образность и глубокая философия сделали эти фильмы по-настоящему национальным достоянием.

И литературный дар Марка Захарова разносторонен — по его собственным и написанным в сотрудничестве с другими авторами сценариям снято 14 картин, среди которых «Стоянка поезда — две минуты», «Честь имею», «Земля Санникова», «Звезда пленительного счастья». Мало кто знает, но знаменитые письма красноармейца Сухова в фильме «Белое солнце пустыни» тоже написаны его рукой. А ещё он автор 4 книг, в которых рассказывает о своём жизненном пути, делится воспоминаниями, рассуждает о профессии режиссёра и взаимоотношениях в театре, размышляет о современном театральном и кинематографическом мире.

Сегодня Марку Анатольевичу Захарову исполняется 85 лет. И в это невозможно поверить.

Персоны