Григорович Юрий Николаевич
Советский российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, публицист.
Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.
Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР.
2 января 2017 года живому классику, гениальному хореографу Юрию Николаевичу Григоровичу исполнилось 90 лет. Его трудом и талантом российский балет достиг небывалых высот и сегодня с невероятным успехом блистает на сценах всего мира.
Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Любовь к балету с малых лет привили его отец, Николай Евгеньевич, и мать, Клавдия Альфредовна. Они были поклонниками балета, хотя и не были представителями творческих профессий. Танцевал дядя Юры, Георгий Альфредович Розай, солист Мариинского театра и участник парижских сезонов в антрепризе С. Дягилева.
Семья Григоровичей жила на улице Моховой, откуда было совсем недалеко до Ленинградского хореографического училища. Там и учился будущий великий балетмейстер. По окончании училища в 1946 году Юрий был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (се-годня — Мариинский театр). Но Юрий не хотел быть только артистом — хотел быть и творцом. Он начал заниматься собственными постановками. Его первые балеты — «Аистёнок», «Семеро братьев» и бессюжетные «Славянские танцы» — были поставлены в Ленинградском Доме культуры имени А. М. Горького, где он работал с детьми.
На сцене театра имени С. М. Кирова первой полностью самостоятельной работой Юрия Николаевича стал «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева по мотивам сказов Бажова. Зрители были в восторге, и «Каменный цветок» имел большой успех. Но последовавшую за ним жемчужину творчества Григоровича, «Легенду о любви», оценили не сразу. И зрителей, и чиновников смутила эта история о страсти. В театре же далеко не все одобряли искания молодого балетмейстера. Он отправился в Новосибирск, а затем в Москву.
В 1964 году Юрий Николаевич стал главным балетмейстером Большого театра, и на этом посту находился долгие тридцать лет. Он переделал почти все классические балеты в репертуаре театра, а также создал восемь собственных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе. И теперь, спустя полвека со времени первых премьер «Каменного цветка», «Щелкунчика», «Спартака», они по-прежнему пользуются большой популярностью и любимы зрителями.
Руководителем Юрий Николаевич был жёстким, авторитарным. Это вызывало как уважение, так и недовольство. Своё несогласие выражали и хореограф Владимир Васильев, и прима-балерина Майя Плисецкая. К 1995 году накопившиеся противоречия вылились в серию скандалов, и Григорович написал заявление об уходе. В 1996 году наступил новый этап творческой деятельности Григоровича. Он начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, а затем стал его художественным руководителем. Как и прежде, Юрий Николаевич вкладывал в дело всю свою энергию, и его труппа достигла впечатляющих высот. Артисты вышли на международный уровень и объездили весь мир. В 2001 году Юрий Григорович вернулся в Большой театр.
Сегодня он по-прежнему активно продолжает своё дело. Полный энергии и трудолюбия, волевой и упорный человек, он не может усидеть на месте. Жизнь всё так же ему интересна, он с огромным удовольствием работает и общается с молодыми людьми.
Женой Юрия Николаевича была знаменитая Наталия Игоревна Бессмертнова, выдающаяся балерина удивительной красоты. 40 лет вместе! Она была музой Юрия Николаевича (к сожалению, её уже нет с нами). Наталия Игоревна танцевала в балетах мужа, но он всегда подчёркивал, что даёт партии не своей жене, а выдающейся балерине.
Переоценить вклад Ю. Н. Григоровича в мировую культуру невозможно. Его жизнь — балет! И этим сказано всё!