Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

ГЕРЧАКОВ Евгений Аркадьевич

Советский и российский актёр театра и кино.

Народный артист России.

В 2019 году своё 70-летие отметил народный артист России, советский и российский актёр театра и кино Евгений Аркадьевич Герчаков, человек, которого любят как комика, а он правдой жизни считает трагикомедию.

Евгений Аркадьевич Горчаков родился 31 июля 1949 года в Находке Приморского края в семье морского офицера, увлекающегося музыкой, и актрисы.

С детских лет будущий актёр занимался футболом, не помышляя о сцене. Отец получал назначения в разные города, и, приезжая на новое место жительства, мальчик первым делом отправлялся в детский футбольный клуб или секцию. Евгений мечтал о большом спорте и даже, живя в Севастополе, играл на профессиональном уровне, получая зарплату. Но к окончанию школы желание стать спортсменом пропало. А будущую специальность помогла выбрать мама, верившая в его талант и предложившая ему попробовать поступить в театральное училище.

И приёмная комиссия музыкального училища им. Гнесиных разглядела в юном абитуриенте огромный талант! Хороший голос, врождённая музыкальность и природное обаяние позволили ему быть зачисленным на курс Льва Михайлова на факультет актёров театра музыкальной комедии, несмотря на отсутствие музыкального образования.

После окончания училища в 1972 году Евгений Герчаков был принят в Театр оперетты, но вскоре был призван в ряды Вооружённых сил. Благодаря полученному образованию службу проходил в Театре Советской Армии. По признанию самого актёра, это была настоящая школа жизни. В театре работали признанные мастера сцены, наблюдать за их работой было огромной честью и настоящим становлением мастерства. А.А.Попов предсказал, что в музыкальную комедию Евгений уже не вернётся — и так и случилось.

В 1982 году режиссёр Театра Советской Армии Михаил Левитин, приглашённый в театр «Эрмитаж», позвал с собой и Евгения, игравшего в его постановке. Впереди ждали новые роли, запомнившиеся и зрителям, и театральным критикам. Это сразу несколько образов в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан», Хармс в «Хармс. Чармс. Шардам», папаша Нонанкур в «Соломенной шляпке» Э. Лабиша и другие — и драма, и клоунада, и музыкальная комедия, и трагические сюжеты. А после гастролей театра в Швейцарии ему предложили остаться в театре «Де Каруж» (Женева), где он сыграл дух Зигмунда Фрейда.

После завершения контракта, несмотря на предложение продолжить сотрудничество, Евгений Герчаков вернулся в страну и организовал собственный частный театр, поставив «Путешествие Вениамина III в Святую землю». Но по ряду причин театр прекратил своё существование.

А служение Театру продолжилось и продолжается. Роли, которые он играет на сцене «Театра Луны», — мечта любого актёра. Король Лир в «Лиромании», Сальвадор Дали в «Дали и испанской королеве из Казани», Аристотель в «Таис сияющей» (реж. С. Проханов). А Марк Розовский, пригласивший Евгения Герчакова в свои постановки в театре «У Никитских ворот», как отмечают критики, угадал на 200 %! «История лошади», где главную роль Холстомера играет Евгений Герчаков, назван ими «эпохальным в истории русского театра». Этот спектакль, как и «Viva, парфюм», где занят актёр, идёт с неизменным аншлагом.

«Массовый» зритель любит актера за его кинематографические работы. Самая первая из них — роль Барана в кинофильме «Мама» (1974 г.) Герчаков до сих пор вспоминает этот период с восторгом, ведь судьба свела его на съёмочной площадке с мэтрами кино — Людмилой Гурченко и Михаилом Боярским. Фильм прошёл с огромным успехом и любим до сих пор.

Сегодня фильмография Евгения Герчакова насчитывает более шестидесяти работ. И это не только роли на съёмочной площадке, а и озвучивание мультфильмов, и вокальные партии. Зрители помнят и любят «главного психолога Москвы» Льва Самуиловича  в комедийном детективе «Однажды в милиции», Гарри Петровича в «Бальзаковском возрасте, или Все мужики сво…», Ла Брюйьера в «Мушкетёрах 20 лет спустя», профессора Лео Ауфмана в картине «Вино из одуванчиков» — всё не перечислить. Даже небольшие эпизодические роли в его исполнении всегда ярки.

Среди отмеченных критиками работ — роль старухи в фильме «Стару-ха-рмса» по мотивам пьесы Д. Хармса «Старуха». В его исполнении этот образ (наваждение главного героя) был настолько притягателен, что актёр получил приз за лучшую женскую (!) роль на фестивале «Киношок» в 1992 году.

Комедия «Бабушка лёгкого поведения», вышедшая в 2017-м, и её продолжение «Бабушка лёгкого поведения — 2. Престарелые мстители» (2018), где он сыграл Николая Петровича Рубинштейна (дядю Колю), принесли актёру любовь молодой публики и приз на фестивале комедийного кино.

Но своей самой значимой работой в кинематографе он считает роль Будаха в фильме Алексея Германа «Трудно быть богом». И настоящим подарком судьбы — встречу с этим режиссёром.

Евгений Аркадьевич не афиширует свою личную жизнь. Он счастлив тем, что у него есть любимая работа и крепкий, надёжный тыл. А ещё он очень горд, что двое из его троих детей (Ольга и Егор) выбрали актёрскую профессию.

За вклад в развитие театрального и киноискусства Евгений Александрович Герчаков в 2005 году удостоен звания народного артиста России.

Персоны