Башмет Юрий Абрамович
Народный артист СССР.
Художественный руководитель и главный дирижёр ФГБУК «Государственный симфонический оркестр «Новая Россия».
Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
Лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации.
Уже больше 46 лет он играет на инструменте, которому исполнилось 260 лет. Альт, созданный итальянским мастером Тесторе в 1758 году, 18-летний Юрий Башмет приобрёл за сумасшедшие деньги — полторы тысячи рублей, из которых треть суммы была заработана им самим игрой на гитаре на танцах, свадьбах и выпускных вечерах, а остальное добавили дед и отец. Кстати, на «родном старшем брате» этого инструмента играл Моцарт…
«Лучший альтист мира», «музыкальный демон с альтом», «русский Паганини» — каких только терминов не придумывали мастера журналистики со всего света, пытаясь определить его место на небосклоне исполнительского мастерства! Потому что действительно сложно подобрать слова, говоря о том, кто превратил альт в солирующий инструмент. Свои произведения для альта Юрию Башмету посвятили Софья Губайдулина, Родион Щедрин, Гия Канчели. Альфред Шнитке в своём концерте для альта с оркестром зашифровал его имя. Всего же композиторами всего мира специально для Юрия Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений. А когда-то в класс альта Юру записали потому, что места в скрипичном классе уже закончились…
Он создал камерный ансамбль «Солисты Москвы», но в 1991-м, на седьмом году своего существования, все участники решили остаться во Франции во время гастролей. Уже через год он собрал новый состав, а в 2008 году ансамбль стал лауреатом премии «Грэмми», став первым российским камерным ансамблем, удостоенным этой престижной премии за всю её 50-летнюю историю. С 2002 года Юрий Башмет — руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра «Новая Россия», чьи выступления вызывают шквал восторженных отзывов как благодарных слушателей, так и музыкальных критиков разных стран, среди которых Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония. А в первый раз за дирижёрский пульт он встал по необходимости, когда потребовалось срочно заменить маэстро Гергиева…
Он был не только лично знаком со Святославом Рихтером, но и неоднократно играл с ним на одних концертных площадках. После кончины великого пианиста Юрий Башмет подхватил его проект — созданный в 1981 году С. Т. Рихтером и директором Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина — фестиваль «Декабрьские вечера», став его руководителем. И «Декабрьские вечера» продолжают оставаться одним из символов музея для всего мира.
Фестивали — отдельная тема для маэстро, ведь он настоящий подвижник в деле популяризации классической музыки и просветительства слушателей. Юрий Башмет возглавляет музыкальные фестивали «Эльба — музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, он — соорганизатор фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция), кроме того, руководит собственными музыкальными фестивалями в Конельяно (Италия), Минске (Беларусь), Ярославле, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Пензе, фестивалем камерных оркестров мира в Омске. Под его директорским «крылом» проходят 15 фестивалей в 8 странах мира.
Такой Мастер не может не передавать свой опыт другим. Его педагогическая деятельность началась в 1978 году с преподавания в Московской консерватории, через 10 лет Юрий Башмет стал доцентом, и уже 23 года — профессор. 22 из них он возглавляет созданную им же «Экспериментальную кафедру альта». Он — основатель и председатель жюри Международного конкурса альтистов в Москве, президент подобного английского конкурса и член жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и Париже. Но его деятельность в качестве руководителя Всероссийского юношеского симфонического оркестра, идея создания которого воплотилась в 2012 году, абсолютно уникальна. В первый состав оркестра вошли 90 юных музыкантов в возрасте от 10 до 22 лет из 35 городов России, отобранных по итогам конкурса, не имеющего мировых аналогов. В прослушиваниях приняли участие более 1000 претендентов — самых одарённых и талантливых учеников ДМШ, ДШИ и музыкальных училищ со всей страны, ведь отборочные туры проходили во всех федеральных округах России. А вошедшие в состав оркестра приняли участие в мастер-классах ведущих российских музыкантов, выступили с концертами на ведущих площадках не только нашей страны, а главное — получили возможность играть под руководством самого Юрия Абрамовича. Этому проекту уже несколько лет, состав оркестра меняется ежегодно, и сегодня следить за его жизнью можно на телеканале «Культура».
Роль телеведущего ему тоже подвластна. Ведь авторская передача альтиста «Вокзал мечты» в 2005 и 2007 годах получила престижные статуэтки «ТЭФИ». А книга с одноименным названием вышла в свет 15 лет назад. В ней автор со всем своим непередаваемым «башметовским» юмором и спокойствием рассказывает о себе, о жизни, о своей работе и о людях, с которыми его сводила судьба.
В свои 65 лет Юрий Башмет полон идей и энергии, всецело захвачен творческим процессом. И безумно востребован. Пресс-конференции, репетиции, гастрольный график, фестивали, конкурсы, занятия… Но при этом он абсолютно счастлив в семейной жизни, гордится своей дружной семьёй, успехами дочери — пианистки Ксении и сына Александра, ставшего экономистом, но научившимся играть на флейте и рояле самостоятельно.
«Сказать, что музыка — это всё, значит сказать, что больше меня ничего не интересует и детей у меня бы не было. Есть фанаты, которые живут только музыкой. Я тоже фанат своего дела, но мне кажется, что для дела лучше, когда твой кругозор, сфера деятельности шире, чтобы было откуда черпать новые ощущения, новые силы. Занятие музыкой — это мой коридор, движение по которому дарует мне порой космические откровения».