Ахеджакова Лия Меджидовна
Народная артистка Российской Федерации.
Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почёта.
Дважды лауреат премии «Ника», в том числе в номинации «Честь и достоинство».
Лауреат многочисленных театральных, общественных и кинематографических премий.
«Мне интересна такая женщина, которая есть, и что-то придумывать мне не надо. Мне хочется проследить, какие изменения идут в этой женщине, как она претерпевает всё то, что и я претерпеваю. Мне не нужно искать никаких первоисточников, я ж и выросла в этом, и живу, и я это очень люблю», — говорит Лия Ахеджакова, народная артистка Российской Федерации, хрупкая, нежная женщина, покорившая своим талантом всех почитателей актёрского искусства.
Своего зрителя она обрела сразу — ещё в Московском театре юного зрителя, где начала служить, ещё будучи студенткой ГИТИСа. Непередаваемое чувство юмора, удивительная органичность, всепокоряющая энергетика, заполняющая собой весь зрительный зал, сразу выделили её из актёрского состава. И на протяжении 16 лет многие взрослые вели своих детей в ТЮЗ «на спектакль», а сами шли «на Ахеджакову», хотя большого количества главных ролей ей играть не довелось: режиссёры видели её только в рамках амплуа «травести», предлагая роли детей и животных. Но спектакль «Мой брат играет на кларнете» по мотивам одноименной повести Анатолия Алексина, в котором она с тончайшим драматизмом сыграла роль Женьки, сегодня входит в «золотой фонд» истории МТЮЗа.
Большие роли пришли к ней в «Современнике», ставшем для неё настоящим домом с 1977 года. Четыре главных роли в спектакле Романа Виктюка по пьесе Людмилы Петрушевской «Квартира Коломбины» стали её первой громкой победой. «Забирала» зрителя и целая россыпь разноплановых ролей в самых разных постановках — «Мелкий бес» Фёдора Сологуба, «Виндзорские насмешницы» Шекспира, «Предупреждения малым кораблям» Теннеси Уильямса и др.
А Николай Коляда специально написал для любимой артистки пьесу «Персидская сирень», покорившую зрителей по всей стране в рамках частной антрепризы. Сегодня, в свои 80 лет, на сцену любимого театра Лия Меджидовна выходит в трёх ролях: Зины Абрамовой (в спектакле «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург), Селестины (в одноимённом спектакле по пьесе Николая Коляды, созданном по мотивам произведения Фернандо де Рохаса), Фонсии Дорси («Игра в джин» по пьесе Дональда Л. Кобурна).
Всеобъемлющую любовь зрителя нашей страны принесли ей роли в кино. Карьера в этой сфере искусства началась с роли Пети, сына старшины в фильме В. М. Рыжкова «Возвращение» по рассказу А. Платонова. Через пять лет она снялась у Михаила Богина в «Ищу человека», где её и запомнил Эльдар Рязанов. И после выхода на экран «Иронии судьбы, или С лёгким паром» Лию Ахеджакову в роли подруги главной героини запомнила вся страна, а Эльдар Александрович стал считать её своим талисманом. А потом появились искромётная «секретарша Верочка» в «Служебном романе», чьи фразы «ушли в народ», бесстрашная и несгибаемая Малаева в «Гараже», трогательно-гордая нищая интеллигентка Фима в «Небесах обетованных»… Эта роль была отмечена премией «Ника» за лучшую роль второго плана, и в том же 1991 году зрители назвали её лучшей актрисой года (по опросу журнала «Советский экран»). И другие режиссёры также считали за честь снимать эту актрису в своих лентах. Это Алексей Герман («Двадцать дней без войны»), Владимир Меньшов («Москва слезам не верит»), Сергей Бодров («Я хотела увидеть ангелов»), Алла Сурикова («Московские каникулы»), Кирилл Серебренников («Изображая жертву» и премьера этого года «Лето»), Иосиф Хейфец, Леонид Филатов, Владимир Бычков, Инна Туманян, Борис Конунов, Владимир Фокин и др.
Отдельную строку в творчестве Лии Ахеджаковой занимают роли, которые остались «не видны». Она — блистательная актриса озвучивания. В её «послужном списке» более 20 озвученных персонажей мультипликационных фильмов, многие из которых стали культовыми. Так, например, её голосом говорит знаменитая Белая королева из «Алисы в Зазеркалье». И в кинематографе в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» ею озвучена роль аббатисы Бетюнского монастыря, которую сыграла Виолетта Клименко.
Лия Меджидовна не любит рассказывать о своей личной жизни. Она — подлинная актриса, и всегда на первый план выводит своих коллег, тех, кем восхищается, чьи движения души её полностью захватывают. «У меня были блистательные партнеры! Богдан Ступка, Игорь Кваша, Михаил Жигалов, Валя Гафт, Гарик Леонтьев — все, как на подбор, самые сильные, лучшие!» — горячится Лия Меджидовна в ответ на восхищение сыгранными ею ролями. Но это касается не только дружбы, партнёрства или знакомств. Это безоговорочное восхищение и новой пьесой, и классической литературой, и личностью. И это восхищение — активное. Как она говорит, рязановские фильмы и роли дали ей необходимость ощущения «платформы», и её роль общественного деятеля, человека со своей нравственной позицией, широко озвучивающего свою точку зрения, сегодня всегда «взрывает» общество, вызывая далеко не однозначные реакции.
Но эту маленькую, хрупкую женщину всегда отличало особое мужество. И обстоятельства никогда не смущали — свой выбор она научилась делать с самого детства. Так, для спасения жизни мамы, ещё ребёнком написала письмо Сталину, и, пусть оно не попало на его стол, но, как утверждают отдельные источники, было передано на завод, выпускавший новый лечебный препарат, и, так или иначе, редкое лекарство для лечения туберкулёза было прислано. Или, получив золотую медаль за отличную учёбу и не поступив в МГУ на журналистику, чтобы не возвращаться в Майкоп, она поступила в Московский институт цветных металлов и золота. А спустя полтора года, окончательно убедившись, что это не её дело, выбрала театральную стезю, поступив в адыгейскую студию ГИТИСа на курс М. П. Чистякова.
Своим учителем она называет Анатолия Эфроса, на чьи генеральные репетиции в театре на Бронной Лия бегала вместе с Инной Чуриковой — подругой и коллегой по МТЮЗу. Хотя не была его студенткой. Его беседы, его блистательные монологи, восхищение им как блистательным психоаналитиком, безумно любящим своих актёров, остроту чувствования и сопереживания до сих пор считает эталоном «нравственного чувства». И тех, кто стал вехами на её творческом пути — Галину Волчек, Эльдара Рязанова, Валентина Гафта и других — прежде всего отличает именно за эти качества.
«Я люблю людей, которые вокруг и которые сидят в зрительном зале. Я из тех актрис, которые больше получают ласки, чем имеют на неё право, и это мне самой удивительно. Ведь я не из тех, кто глобально претендует на внимание общественности, и ролей в кино и театре у меня немного. Я люблю моего зрителя, он у меня есть. И я очень счастлива — ведь эта любовь взаимна».