Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

Наследие ЧМ-2018

Август 22, 2018 268 Просмотров
Поделиться

Наследие ЧМ-2018

В 2013 году Минтрансом России была разработана Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, в которой, в частности, шла речь о долгосрочном транспортном наследии, оставленном российским мундиалем. Итак, ЧМ-2018 позади. Что мы имеем? Ответить на этот вопрос мы попытались вместе с одним из ведущих не только российских, но и мировых экспертов в области урбанистики, председателем Общественного совета Минтранса России Михаилом Блинкиным.

– Прежде всего, я бы сразу вынес за «скобки» Москву и Санкт-Петербург, – подчеркнул Михаил Яковлевич. – По той простой причине, что, если, к примеру, взять московскую программу, то никакой мировой футбольный чемпионат и близко не стоит по масштабам столичных мероприятий по преобразованию транспортной инфраструктуры и городской среды. Но, если брать региональные центры, попавшие в список городов чемпионата, то там преобразования весьма существенные. Там чемпионат стал поводом для масштабных изменений, он явился очень хорошим импульсом к развитию транспортной системы.

И ведь действительно. Во-первых, во всех городах, где проводились матчи чемпионата, были организованы мероприятия того или иного масштаба, связанные, прежде всего, с аэропортовской инфраструктурой. А в Ростове-на-Дону и вовсе построен новый аэропорт «Платов». Да и в городах поменьше, скажем аэропорт «Храброво» в городе Калининград, который был и, который есть сегодня – это две разные воздушные гавани.

Аэропорт Платов

Вся аэропортовская система городов-участников первенства, за исключением опять же вынесенных за «скобки», изменилась коренным образом.  И это очень важно, так как аэропортовская инфраструктура будет служить там долгие годы, абсолютно независимо от футбола. Эта инфраструктура, особенно плоскостная, то есть дополнительные ВПП, рулежные дорожки, и по закону, и по здравому смыслу – предмет государственных вложений и приватизации не подлежит. Что же до, к слову,  аэропорта Саранска, который после чемпионата не будет принимать такое количество самолетов, как в течение тридцати дней первенства, совсем не страшно. С точки зрения перспективы развития наших региональных центров, наличие такой аэропортовой инфраструктуры лишь во благо. Сказать, что эти деньги отобьются немедленно аэропортовскими сборами, и  вложения впрямую оправдаются, будет заблуждением. Но в данном случае не это главное. Главное, что такая инфраструктура в городах есть, что в случае необходимости, она под рукой.

Во-вторых, стадионы. Именно они во всех городах были критической точкой. Опять же взять Калининград, где стадион строился в  далёком 1892 году, когда город был еще немецким. Он вмещал 16 тыс. зрителей. Кстати, был совсем не плохой, являлся достопримечательностью города, но не соответствовал требованиям FIFA. В итоге был построен новый стадион, получивший название «Стадион Калининград».

Михаил Блинкин

– Я вполне допускаю, что в городах-участниках чемпионата далеко не все жители являются футбольными болельщиками, – отметил Михаил Блинкин,– но и эти горожане будут с удовольствием пользоваться наследием чемпионата в виде улично-дорожной сети от вылетных магистралей до центральных улиц. Мало того, в некоторых проектах, к примеру, по Калининграду, предусматривалось участие экологического фонда ООН, который диктовал ряд условий, типа, создания велодорожек, пешеходной среды и прочего. Впрочем, и без вмешательства ООН все подобные нюансы, где они вписывались в программу преобразования городской среды, учитывались и были реализованы.

От пешеходной среды зависит не только настроение города, но и чисто транспортные задачи. Если в городе качественная пешеходная среда, то снимается проблема «последней мили». Человек, вполне вероятно, пройдёт километр-полтора пешком, и даже останется доволен. И человеку полезно, и городу приятно. Снимается проблема абсолютно лишней транспортной работы. Кстати, в рамках подготовки к футбольному первенству по части пешеходной среды мы продвинулись очень сильно. Особенно это видно в городах регионов, где проходили матчи, и, где такого комфорта не было. Теперь – есть. К примеру, в Казани результаты очень впечатляющие.

Что касается железнодорожного транспорта, перевозившего болельщиков, то, по мнению Михаила Блинкина, для железной дороги – это, можно сказать, стресс-тест, разовый всплеск пассажиропотока. Между тем, есть грандиозная программа обновления парка Федеральной пассажирской компании, которая на порядок масштабнее и сложнее, чем этот всплеск. И, когда процесс обновления проходит в увязке с проведением ЧМ-2018, это очень даже кстати.

Автобус-Калиниград ЧМ-2018

Не менее важным является и то, как постчемпионатское наследие отразится на развитии въездного туризма. И здесь несколько моментов. Момент первый – узнаваемость. Если про Казань или Екатеринбург зарубежные туристы ещё что-то знают, то о том, что Саранск такой симпатичный город, абсолютное большинство зарубежных туристов, не знает вовсе. Теперь будут знать и расскажут другим.  Момент второй –логистическая цепочка всех городов, принимающих чемпионат, для зарубежного туриста сегодня выглядит в разы лучше, чем это было пять лет назад. Это дополнительный импульс к развитию новых туристических направлений. Момент третий – востребованность. Начнём со стадионов. Это гигантская проблема, которую придётся решать регионам, Министерству спорта и т.д. Есть города футбольные и не футбольные. Если, к примеру, в Краснодаре, который не попал в список городов чемпионата, народ ходить на футбол привык, то, скажем с Самарой или Саранском возникает вопрос. Принципиальный вопрос здесь не в инфраструктуре, а в контенте. И, тем не менее, благодаря транспортной инфраструктуре, ведущей к этим спортивным сооружениям, их востребованность заметно возрастёт. Не важно, едешь ты или идёшь на стадион, или мимо стадиона, пользуясь удобной и благоустроенной дорогой. Соответственно, это касается и туристов. Но их мы привлекаем на неделю, а горожанам там жить. Поэтому вопрос о востребованности местными жителями вновь созданной уличной инфраструктуры вообще не рассматривается. Что касается транспортной инфраструктуры, то, как мы уже отмечали, тот же аэропорт Саранска на полную катушку использоваться не будет. Пока не будет. Но на ближайшую перспективу всё может существенно измениться, и мы можем заметно улучшить показатели мобильности.

Обращаясь к Концепции транспортного обеспечения ЧМ- 2018, с которой мы начали своё повествование, необходимо двумя-тремя словами обмолвиться и о не материальной форме выражения наследия чемпионата, способствующей созданию общего позитивного восприятия страны-организатора со стороны гостей, участников соревнований и самих россиян.

–   У меня большая надежда на то, что народ пойдёт на стадионы, – поделился своим мнением Михаил Яковлевич. – Исходя из привычек современной семьи, которая предпочитает ходить не в какой-то там сомнительный магазинчик, где неизвестно, что продаётся, а в нормальный торговый центр. Туда можно прийти с детьми, где для них есть развлечения. И даже не для того, чтобы что-то купить. Просто отдохнуть, в кино сходить, кофе попить. Вот стадионы, за редким исключением столичных, до недавнего времени представляли собой убогие объекты. Их нельзя было отнести к местам для проведения цивилизованного досуга. Сегодня же стадионы становятся сами по себе привлекательными объектами. К примеру, на новенький стадион в Калининграде можно просто пойти на экскурсию. Он красивый. Причём, именно пойти, а не поехать. Там привели в порядок набережную, которой лет сто никто не занимался. Идешь по ней, входишь в новый стадион, можно даже быть далеким от футбольных страстей человеком, но ты пришёл в место, где красиво и приятно…

Подготовил: Николай Егоров

 

 

 

 

Поделиться

Свежие записи