Подберецкая Татьяна:ЖКХ России может и должно стать лучше
«Жилищная и коммунальная сфера, обеспечивая поставки услуг жизнеобеспечения и, затрагивая тем самым интересы практического всего населения, занимает особое положение среди других секторов экономики страны»
Генеральный директор ООО УК Прометей» Подберецкая Татьяна Георгиевна, образование высшее, кандидат технических наук, лауреат национальной премии «Олимпия», победитель конкурса «Женщина — директор года’, удостоена звания «Россиянин года» в 2006 г., звания «Почётный строитель”, награждена орденом «Великого князя Даниила Московского» III степени’, член-корреспондент Академии коммунального хозяйства им. Панфилова, за вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства района Преображенское внесена в Книгу почётных граждан района, отмечена благодарственными письмами и почётными грамотами Правительства Москвы. (Разместить под фотографией)
Татьяна Подберецкая стала одним из первых руководителей в современной системе управления жилищной недвижимостью. В начале 90-х годов, придя в ЖКХ из геолого-изыскательской сферы на должность директора ДЕЗ «Преображенское», она начала, и небезуспешно, модернизировать существовавшую систему управления жилищным фондом — ДЕЗ стала одной из лучших в округе и столице. В 2006 году Подберецкая возглавила частную управляющую компанию. Долгое время она руководила одним из крупнейших предприятий столицы — УК «Гольяново». О том, какие варианты решения насущных проблем ЖКХ в Москве и стране она видит, Татьяна Подберецкая рассказала нашему журналу.(Сделать другой шрифт)
— Что можно сказать о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства?
Комплекс ЖКХ, обеспечивая поставки услуг жизнеобеспечения и затрагивая тем самым интересы практически всего населения, занимает особое место в структуре экономики страны. Несмотря на то, что жилищно-коммунальное хозяйство — это крупнейший многоотраслевой сектор национальной экономики и крупнейший посредник, обеспечивающий поставки коммунальных ресурсов и услуг, производимых естественными монополиями, его вместе с тем нельзя характеризовать как единый и целостный объект управления.
— Какие факторы мешают реализации комплексного подхода в управлении ЖКХ?
В сфере ЖКХ сталкиваются противоречивые целевые установки и интересы многих ведомств. Нормы правового регулирования балансовой принадлежности коммуникаций, в том числе узковедомственный подход, не позволяют наладить межведомственное взаимодействие. Это обстоятельство фактически исключает возможность реализации комплексного и системного подхода к решению задач энергосбережения и повышения эффективности в управлении объектами ЖКХ и, в первую очередь, многоквартирным жилым домом как основной единицей организации жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, современной системе управления ЖКХ не хватает единого централизованного научно-методологического подхода к организации и координации программ и работ, направленных на повышение эффективности управления и энергосбережения в отрасли. Поэтому большинство успешных проектов не получают должного масштаба тиражирования и внедрения. С другой стороны, многие типовые задачи, требующие системных и методологически единообразных решений, остаются в низовых структурах без должного обоснования и сопровождения. Так, в частности, не учитываются проблемы межотраслевого взаимодействия, интересы и потребности других звеньев управленческой вертикали и отрасли в целом; формируются несовместимые технические решения и информационные ресурсы. Такой внесистемный подход расточителен, практически исключает целесообразность тиражирования уже реализованных проектов, возможность их интеграции в единую инфраструктуру, и не позволяет достичь синергетического эффекта от их реализации .
— Какие пути выхода Вы видите из создавшегося положения в сфере ЖКХ?
Из вышесказанного вытекает необходимость реформирования управленческих отношений в сфере ЖКХ, формирование правовых основ, нормативное регламентирование информационной логистики межведомственного взаимодействия. Одним из связующих звеньев в решении задач реформирования управленческих отношений в сфере ЖКХ являются организации, управляющие многоквартирными домами.
К сожалению, некорректное определение целей и задач управляющих организаций в ЖК РФ поставило их на уровень посредников при оказании услуг эксплуатации и коммунальных услуг. Также рынку ЖКХ, сообществу управляющих организаций постоянно навязывают различные эксперименты, при этом не доведя до логического конца одно решение, хватаются за другое.
— Какова ситуация с развитием законодательной базы ЖКХ?
Нужное и важное начинание — создание саморегулируемых организаций. Только-только начало формироваться новое профессиональное сообщество на добровольной основе, стали разрабатываться общие правила ведения бизнеса, кодекс профессиональной чести, единые требования к участникам рынка, порядок доступа на формирующийся рынок, т.е., единые стандарты. И сразу же в разработку правил и условий их существования вмешались административные структуры, включилось государство, вернее, чиновники. Да, хорошо, если бы в написание закона о СРО принимали участие профессионалы. Но как и вся законодательная база в ЖКХ, в том числе и жилищный кодекс, разработка проекта закона о СРО напоминает известную басню «Слон-живописец» — когда тот решил исправить картину, следуя замечаниям своих гостей, то испортил её безвозвратно. Мораль: всем не угодишь. Так и с законом об СРО. Сначала решили загнать в СРО все организации, в том числе ТСЖ и ЖСК, чем вызвали бурю недовольства, и протестное настроение, затем — объединить и управленцев и службы эксплуатации, потом — установить компенсационные взносы, неподъемные для управляющих организаций, и свели на нет желание профессионалов объединяться. По сути, поставили под удар нужное начинание — создание профессионального социально направленного сообщества.
Сейчас постоянно обсуждается нововведение — лицензирование управленческой деятельности управляющих многоквартирными домами. Закон принят. Очень хотелось бы понять, какие функции управления подлежат лицензированию. Управление по определению — комплекс организационных, экономических, финансовых, юридических функций, направленных на решение стратегических и тактических задач по улучшению качеств управляемого объекта. Что даст лицензирование управляющим организациям, потребителям ЖКУ? Организации станут профессиональнее? Закроется доступ недобросовестным компаниям на рынок? Улучшится качество услуг? Нет, и ещё сто раз нет. Ничего, кроме дополнительных затрат на получение лицензий, из и так невеликих средств на содержание жилого фонда, лицензирование не даст. Что, снова создаем кормушку для чиновничьих структур или их аффелированных лиц?
— Что Вы предлагаете?
Во-первых, доработать закон о саморегулировании с учётом замечаний профессионального сообщества, а не «хотелок» заинтересованных лиц. Создать благоприятные условия для развития этого института, посмотреть наконец-то на управляющие организации как на равноправных участников бизнес процессов, участников рынка, прекратить «охоту на ведьм». Во-вторых, начать подготовку кадрового потенциала для сферы жилищного хозяйства. Просто необходимо ввести сертификацию специалистов по управлению объектами недвижимости, в нашем случае многоквартирными домами, и ни в коем случае не допускать на должность управленцев людей непрофессиональных, не прошедших специальную подготовку.
— В чём заключаются цель и задачи управления недвижимостью?
Отсутствие определения «многоквартирный дом — единый объект недвижимости» породило и ошибочность целей и задач управления. Основная цель управления недвижимостью — повышение капитализации объекта. Для достижения этой цели определяется объект, включающий в себя имущественно — земельный комплекс, разрабатывается бизнес план, ставятся задачи перед управляющей организацией по совершенствованию методов эксплуатации объекта, применению инновационных технологий, энергосберегающих мероприятий, энергоэффективных технологий.
Являясь представителем собственников многоквартирных домов, как физических, так и юридических лиц, управляющая организация при профессиональном подходе к управлению объектом может решить задачи по консолидации интересов всех участников в сфере управления ЖКХ. Управляющие организации в рамках существующего законодательства решают управленческие задачи в соответствии с четким пониманием основной цели своей деятельности, подразумевающей повышение капитализации принадлежащей заказчику собственности, применяя современные методы управления многоквартирными домами.
— Как следует решать задачи управления недвижимостью, и какого эффекта стоит ожидать от внедрения необходимых мер?
В рамках решения поставленных задач формируется модель многоквартирного дома как объекта социально-экономического и отраслевого управления, формируется база данных коммерческого учёта фактически потребленных ресурсов, внедряется автоматизированная система управления эксплуатацией многоквартирных домов, внедряется дистанционный сбор и анализ данных с приборов общедомового учета потребления всех видов коммунальных ресурсов, планируется дистанционный сбор данных по приборам индивидуального учёта потребления и контроля всех видов коммунальных ресурсов, мониторинг предаварийных и нештатных ситуаций. Также идёт работа по совершенствованию договорных отношений с поставщиками услуг, в стадии разработки энергосервисный контракт и т.д. Данные мероприятия позволят перевести управление многоквартирными домами на более высокий уровень, поднять конкурентоспособность управляющих недвижимостью компаний.