Титов Н.А. Моя романтика – авиационная профессия.
Моя романтика – авиационная профессия!
Титов Николай Александрович, пилот 1-го класса, заслуженный работник транспорта РФ, генеральный директор ООО «Взлёт». Удостоен медали «За трудовую доблесть», серебряной медали ВДНХ СССР, нагрудных знаков «Ударник 10-й пятилетки» и «Отличник воздушного транспорта», почётный житель Дальнереченского ГО.
Этот умудрённый опытом человек сегодня, наверное, самый известный и уважаемый авиатор в крае. С его именем связан почти полувековой период истории дальневосточной малой авиации.
– Николай Александрович, как вы пришли в профессию?
– Родился и живу я в Приморском крае, и выбора, куда идти учиться после школы, передо мной не стояло: ещё в 12 мальчишеских лет я точно знал, что буду гражданским лётчиком.
После окончания школы в 1970 году с первого раза в училище не поступил, срезался на сочинении, не раскрыв тему «Как закалялась сталь». На второй год выбрал свободную тему и озаглавил сочинение «Моя романтика – авиационная профессия». Так в 18 лет стал курсантом Бугурусланского лётного училища гражданской авиации. После его окончания был направлен вторым пилотом самолёта Ан-2 во Владивостокский объединённый авиаотряд. В марте 1976-го назначен командиром экипажа, и с этого дня началось моё становление как пилота и командира воздушного судна.
– В 25 лет вы были награждены медалью «За трудовую доблесть», за что её получили?
– Эту награду я получил за выполнение авиационно-химических работ в сельских хозяйствах края. В тот памятный год мой экипаж занял 1-е место по АХР в Дальневосточном управлении, налетав за сезон 508 часов, и вошёл в первую десятку лучших экипажей Министерства гражданской авиации СССР. Ежедневно подъём в 5.00 утра, переезд на полевой аэродром, и уже в 6.00 часов первый вылет для обработки полей, посадка в 21.45 вечера, и все полёты весь день на высоте от 5 до 50 метров над землёй. И так подряд 7 лет, это что-то значит.
– При такой работе наверное нештатных ситуаций было немало? Случались серьёзные поломки?
– Про Ан-2 скажу: замечательная, простая и надёжная машина, один из лучших самолётов своего времени, школьная парта для курсантов и молодых пилотов. Поэтому «аннушки» и сейчас в строю, делают свою скромную, но такую нужную работу. А отказы и нештатные ситуации в лётной работе случаются, на то она и техника, ведь металл тоже устаёт. Но если пилот собран, хладнокровен – он всегда найдёт единственно верное решение для безопасного завершения полёта.
Руководитель Росавиации А.В. Нерадько на одном из совещаний по безопасности полётов в гражданской авиации сказал: «В авиации некомпетентность, спешка и очковтирательство смертельно опасны». Вот чего надо бояться в повседневной жизни.
– Уже больше 30-ти лет вы не просто летаете, а руководите авиационным предприятием. Работать с людьми труднее, чем управляться со штурвалом?
– Весной 1983 г. меня назначили командиром 1-й авиаэскадрильи, объединённой с аэропортом «Дальнереченск», так я стал руководителем авиапредприятия в составе Владивостокского объединённого авиаотряда. Для этого мне пришлось переехать из Владивостока на 400 км севернее и там приступить к исполнению своих обязанностей. За моей спиной был опыт почти 10-летней работы в большом коллективе и налёт 7350 часов, из них половина на АХР, так что в профессиональном плане трудностей не предвиделось. А вот работать с людьми пришлось учиться. Поступил в Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет на специальность «Финансы и кредит», возник огромный дефицит времени, так что «отдыхать» приходилось только в воздухе за штурвалом самолёта.
– Как удалось сохранить авиапредприятие ООО «Взлёт» в самые трудные для страны времена?
– В 1997 году руководством Владивостокского ОАО я был поставлен перед выбором: либо переводиться на лётную работу во Владивосток и закрыть аэропорт Дальнереченск, либо организовать передачу аэропорта в муниципальную собственность. Провел консультации с руководством города, выбрал муниципальный вариант. Так эскадрилья самолётов Ан-2, объединённая с аэропортом Дальнереченск, преобразовалась в муниципальную авиакомпанию, единственную на Дальнем Востоке. А после продажи муниципальной собственности мы стали частной авиакомпанией, выполняющей авиационные работы. Авиация – это всегда коллективный труд, и начинать надо с создания рабочих мест в новых условиях, а это – самофинансирование, сертификация и лицензирование, новые виды работ и другая география полётов. Нашему коллективу всё это оказалось по силам – были созданы авиационно-техническая база, лётная служба, региональная поисково-спасательная база и другие службы. Экипажи выполняли работы по всему Дальнему Востоку. Так мы не только сохранились, но и развились.
– Что помогает и что мешает сегодня развитию малой авиации в России?
– Мешает в первую очередь несовершенство наших авиационных законов, начиная с Воздушного кодекса РФ и заканчивая Федеральными авиационными правилами. Главный недостаток этих основных руководящих документов в их незавершённости, в отрыве от жизни и производства. Давно пора на законодательном уровне разделить «малую» авиацию от «большой» и по документам, и по типам воздушных судов в первую очередь. В настоящее время малая авиация отброшена назад в 60-е годы прошлого века, так как не стало аэропортов местных воздушных линий, все эти аэродромы переведены в статус посадочных площадок. Если раньше на посадочные площадки возили только служебных пассажиров, выполняя авиационные работы, то сейчас возят пассажиров по билетам. А самое главное, страдает подготовка лётного состава – основа основ безопасности полётов в гражданской авиации. Если раньше молодой пилот после назначения обязан был самостоятельно налетать 100 часов с грузом, а затем после проверки техники пилотирования получал допуск к перевозке пассажиров, то теперь перевозка грузов подлежит лицензированию. Как результат такого законотворчества в главу VI Общих правил выполнения авиационных работ ФАП «Подготовка и выполнение полётов в ГА РФ» вообще не включена перевозка грузов. Что называется, приехали.
А помогает, конечно, всегда надежда, что нас, наконец, услышат и со временем ситуацию поправят.
– Я вижу у вас нагрудный знак МЧС России «За заслуги». Это награда за участие в тушении пожаров?
– Да, тогда, в 2003 году, в Приморском крае была объявлена чрезвычайная ситуация: горели леса, были человеческие жертвы. Авиаэскадрилья самолётов Ан-2 авиапредприятия «Дальнереченск Авиа» (так до реорганизации называлось наше предприятие) была в полном составе мобилизована на борьбу с лесными пожарами и перешла под оперативное руководство штаба по ЧС Приморского края. В результате пожары удалось локализовать и потушить. Авиаэскадрилья в сложнейших условиях, безаварийно, без задержек и отказов авиатехники налетала 785 часов. Соответственно, многие авиаработники были поощрены.
– Ваше авиапредприятие ООО «Взлёт» стало лауреатом ежегодной «наземной» премии «Экономическая опора России» 2015 года, за счет чего достигнуты такие успехи?
– Любые трудовые успехи достигаются слаженной работой всего коллектива, а вот обеспечить такую слаженность – это прямая задача командно-руководящего состава авиакомпании. Для этого надо, чтобы каждый руководитель участка был профессионалом своего дела и обладал чрезвычайной работоспособностью. Я горд тем, что такие специалисты у нас есть, это мои заместители: по лётной работе – Логинов Алексей Иванович, лётчик 1-го класса, почётный работник воздушного транспорта РФ; по инженерно-авиационной службе – Машуков Вячеслав Иванович, инженер по самолёту и двигателям, отличник воздушного транспорта РФ, почётный работник воздушного транспорта; главный бухгалтер-начальник ПЭО Самборская Елена Михайловна, отличник воздушного транспорта РФ.
Так что на первом месте люди, влюблённые в свою профессию, а затем совместные организационные мероприятия. В первую очередь, создание собственной инженерно-авиационной службы, её сертификация и лицензирование, что позволило оптимизировать расходы по содержанию собственного самолётно-моторного парка. Всё просто.
– А как ваше предприятие участвует в общественной жизни?
– Участие в общественной жизни города и края – это двухстороннее движение. Со своей стороны, на день города мы безвозмездно разбрасываем с самолёта листовки, которые администрация заказывает в типографии. При наводнениях – мониторим с воздуха уровень воды в реках края. Более 20 лет бесплатно доставляем людей в национальное село Охотничье на севере края, оно малочисленное, так решаем проблему транспортной доступности для населения. В настоящее время благодаря целенаправленной работе губернатора Приморского края Владимира Владимировича Миклушевского и его команды идёт в крае восстановление местных воздушных линий. Открыты аэропорты в посёлке Кавалерово и городах Дальнегорск и Дальнереченск, летает по расписанию DHC-6, комфортабельный 2-х моторный 19-местный авиалайнер.
Видя перспективу развития малой авиации, доверяя руководству края, наша авиакомпания передала в дар краевому фонду имущества взлётно-посадочную площадь аэродрома Дальнереченск площадью 5,4 га. Так что транспортная доступность отдаленных районов общими усилиями будет достигнута.
– Какие у компании планы на будущее, есть ли молодёжь, мечтающая связать свою жизнь с авиацией?
– Планы, конечно, есть, и связаны они с возвращением местных воздушных линий. Ведь наш аэропорт Дальнереченск самый старый в крае, основан ещё в далёком 1934 году. В августе этого года мы будем отмечать большой для нас юбилей – 60 лет базовой эксплуатации самолётов Ан-2 в аэропорту Дальнереченск. В своё время коллектив объединённой авиаэскадрильи был славен не только производственной деятельностью, но и трудовыми династиями. Это лётная династия Николая Хоровского, много лет возглавлявшего наше авиапредприятие, два его сына и зять – пилоты. Это династия авиатехника-бригадира Дмитрия Мокриенко: четыре его сына – авиатехники Ан-2. Это династия авиаработников Макарова В.С.
Всё это помогает в нашей работе с молодёжью, а молодёжь к нам идёт и использует нашу авиакомпанию как трамплин в большую авиацию. За эти годы уже шесть пилотов ушли в большую авиацию, двое из них стали командирами кораблей. Учим авиатехников за счёт авиапредприятия, готовим для себя кадры. Главное – не прервать связь поколений, успеть передать опыт своих коллег, своего поколения в умелые молодые руки. Научить их работать, любить авиатехнику и сливаться с ней воедино в полёте, уважительно относиться ко всем авиаработникам, вообще к людям, которых ты встретил на своём пути. Тогда наши труды будут не напрасны, и тогда молодёжь будет чтить и помнить своих наставников. Как сегодня помню их я, низкий поклон им за то, что были в моей жизни. Это командир авиаэскадрильи ОАО «Владивосток Авиа» заслуженный пилот РФ, пилот-инструктор В.А. Сайбель, заслуженный пилот РФ А.А. Герасимов, командир лётного отряда Т.А. Лесных, командир авиаэскадрильи Т.Т. Загородний. Только сохраняя связь поколений, мы поднимем и малую авиацию, и всю экономику страны.