Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

КУВШИНОВА Елена Львовна

20 октября, 2022 859 Просмотров
Поделиться

Директор ООО «Азимут»
Адрес: Кировская обл., г. Кирово-Чепецк, ул. Калинина, д. 7
Сайт: https://www.vkorzina.ru/
Тайна лозы
Как сегодня живёт один из самых распространённых российских народных промыслов
Годом культурного наследия народов России объявлен 2022 год. В стране каждый из регионов славится присущими ему культурными традициями самобытного творчества. Вятский корзиночный промысел — яркий и заметный бренд в культурно-историческом ландшафте России.
Не бизнес, а часть культуры
История лозоплетения в Кировской области (ранее — Вятская губерния) начинается, по предположениям учёных-историков, ещё в XII — XIV веках, с приходом новгородских переселенцев. Богатый лесом край давал материал для мастеров. К середине XIX века губерния занимала одно из лидирующих позиций по объёмам производства плетёных изделий в Европейской части России.
И сегодня вятские корзиночные изделия пользуются популярностью, являясь объектом культурного наследия. О проблемах и перспективах отрасли мы поговорили с руководителем ООО «Азимут» Еленой Львовной Кувшиновой, которая уже более 20 лет посвятила себя этому делу.
— Вятская корзина сегодня существует как самостоятельный и заметный промысел с отличительными стилевыми особенностями. Этому предшествовали годы достаточно серьёзной работы не только в плане производства, но и проведения научных изысканийи мер, направленных на популяризацию этого промысла, — рассказывает Елена Львовна. — Сегодня наше предприятие растёт и развивается. Из лозы изготавливаются разнообразные и вполне современные предметы. Это и торговое оборудование, и подарочная упаковка, товары для детей, домики для животных. Большая линейка сегмента HoReCa для гостиниц, кафе, баров и ресторанов. Они делаются традиционным способом, вручную.
При этом, по словам Елены Кувшиновой, народные художественные промыслы нельзя назвать бизнесом. Что это — искусство с элементами бизнеса или бизнес с элементами искусства?
— Это очень специфическая отрасль материального производства. Она является элементом традиционной народной культуры. Сегодня понятие «народный художественный промысел» обесценено. Мало кто правильно понимает смысл этого словосочетания. У нас любой «handmade» называют народным промыслом. А мы всё время пытаемся сказать, что народные художественные промыслы — это предприятия, выпускающие серийную продукцию. Чем мы отличаемся от Европы и других стран мира? Тем, что мы сохранили свои производства, где ручным трудом, по традиционным технологиям массово производятся уникальные предметы народного искусства.
Это не «авторские» изделия, как поясняет наша собеседница. Это воспроизведение накопленного наследия старых мастеров. Здесь нельзя делать «от себя». Только после того, как изготовитель достигает высокого уровня мастерства, можно позволить себе проявить творческое варьирование, изобретая что-то своё.


Сохраняя, понимать «для чего»
Система народных промыслов сложная: от крупных предприятий до индивидуалов. И здесь есть определённа специфика.
— Мы не можем делать всё, что хотим. Наши изделия, прежде чем пойти в производство, должны пройти художественно-экспертный совет. Кроме того, они должны выпускаться в местах традиционного бытования и с применением художественно-стилевых особенностей, присущих именно этому виду промысла, — поясняет Елена Кувшинова.
Раньше мы все жили в этой предметной среде. Но эпоха ушла, ушла и повсеместная распространённость традиционных бытовых вещей. В каком-то смысле они стали более элитарными.
— Мы продаём не просто товар на полку. Мы продаём, в каком-то смысле, историю, легенду, — подчёркивает Елена Львовна. — Нам всё время говорят: идите на маркетплейс, в розничные сети, используйте современные механизмы продвижения, не понимая, что в нашем случае они не всегда эффективны. О промыслах нужно много и профессионально рассказывать, нужна целенаправленная политика просвещения и поднятия престижа этой деятельности.
К большому сожалению, этого практически нет. Ни на уровне образования, ни в крупных СМИ, ни в розничных сетях. Поэтому народные промыслы понемногу уходят. Уходят, несмотря на государственную поддержку. Сокращаются некогда огромные трудовые коллективы предприятий художественной промышленности. Теряется преемственность профессии. Рентабельность такого производства невысокая, а современный деловой мир подразумевает быструю и большую прибыль.
— Тем не менее мы движемся, меняем дизайн традиционных форм в соответствии с требованиями времени. Стали применять новые элементы декорирования. Сочетаем ручное плетение из лозы со столярной работой, нанесением цветного рисунка. Эти новшества, которые прибавили к традиционным технологиям, делают предметы актуальными, помогают нам выживать, — не теряет оптимизма руководитель «Азимута».
Елена Львовна права: альтернативы лёгкой плетёной корзинке на разные случаи жизни ещё не придумали. Она актуальна везде: и в городском интерьере, и на даче, в роскошном особняке.
И ещё одну важную мысль озвучивает наша собеседница:
— Мы всё равно будем жить в цифровую эпоху. Но художественно-прикладная отрасль с развитием технологий не исчезнет. Когда мне говорят: «Давайте народные промыслы сохранять», я всегда спрашиваю — «Для чего?». Если их рассматривать как обычный товар, тогда их сохранять не надо. Есть более современные материалы и технологии. Но если мы говорим об элементе традиционной народной культуры, тогда их надо сохранять. И они приобретут несколько другой смысл и ценность. Поэтому нужна внятная государственная политика в этой сфере.



Секрет успеха прост
— Коллектив, талантливые и трудолюбивые люди, которых мне удалось собрать возле себя — вот мой секрет успеха, — говорит Елена Львовна. При этом она делится интересным опытом, который помогает ей уже более 20 лет держать на плаву своё предприятие.
— Важный аспект развития — социальная направленность. У предприятия большой опыт по реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, опыт реализации программ дополнительного образования профессии «изготовитель художественных изделий из лозы». Много интересных проектов с привлечением дизайнеров, специалистов и знатоков современного искусства, — акцентирует Кувшинова. — Мы активно участвуем в профессиональных выставках, годами нарабатываем связи и контракты. Адаптируем свои изделия под конкретные запросы клиентов.
Успех предприятия, опыт и энтузиазм его руководителя не остались незамеченными. У предприятия и лично Елены Львовны Кувшиновой много наград самого высокого уровня признания — благодарственные письма и почётные грамоты от муниципальных до всероссийских ведомств. Наиболее значимыми из них Елена Львовна считает: Благодарственное письмо Администрации Президента Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, вручённое в октябре 2011 года, и диплом лауреата в номинации «За вклад в сохранение и развитие народных художественных промыслов России» Национальной премии в области предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ (июнь 2022 года).
Татьяна Невская

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр