Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

История города — Таганрог. Визитная карточка!

Таганрог
28 апреля, 2016 9092 Просмотра
Поделиться

Таганрог -Визитная карточка!
История освоения территории, которую занимает современный Таганрог, длительная. Многие народы в разное время вносили свой вклад в развитие этого региона. Герб города-порта на Азовском море отражает специализацию в области рыбного промысла, судоходства и торговли. И всё же, как заметил выдающийся таганрогский краевед П.П. Филевский: «Выгоды благоприятного географического положения гораздо рельефнее сказываются в эпохи низшей культуры, потому что человек, вооруженный успехами знания, часто создаёт себе сам выгоды…». Сегодня основу экономики Таганрога составляют обрабатывающие производства, машиностроение, Администрация города стимулирует инновационную деятельность и реализацию проектов по импортозамещению. В культурном и туристическом аспектах Таганрог интересен ещё и тем, что это родина А.П. Чехова.
Визитная карточка
На одном из туристических сайтов, гостей и жителей 2-го по величине города Ростовской области, приглашают на тематическую экскурсию «Купеческий Таганрог» — «эльдорадо» Юга России 19 века, стяжавшего свои сокровища на поприще международной коммерции. Однако первоначальное значение города – военно-стратегическое. Петр I, взяв Азов, готовился продвигаться дальше, дабы обеспечить возможность постоянного культурно-экономического обмена с Западной Европой.
«Окно», которое государь собирался прорубить, предпочтительнее сначала было распахнуть в Азовское, а не Балтийское море. «Россия должна была войти в политическую семью европейских государств, она должна была, если не поравняться в культурном отношении с Европой, то, по крайней мере, понимать её жизнь и учиться у неё, а для всего этого нужна была непосредственная связь: Западная Европа должна была сделаться страною известною России, а не каким-то страшным и загадочным именем. Всё это сделалось задушевною мыслью Петра Великого», — пишет П.П. Филевский.
В 1698 г. на мысе Таганий Рог была основана Троицкая крепость и город Троицк, который тут же все стали называть Таганрогом – так и осталось. Город стал 1-ой военно-морской базой России. Она была устроена по последнему слову инженерного искусства, немецкий генерал Х.Г. Манштейн отмечал: «Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы». При закладке город обрёл регулярную планировку, что также было в России впервые: от центральной площади, где стоял государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, склады, базар, кабаки, колодцы, лучами расходились улицы. Многими работами руководил выдающийся русский архитектор, автор барочных сооружений в Москве и Киеве — Осип Старцев. Государь контролировал строительство Таганрога, отдавал распоряжения о его благоустройстве и озеленении. За городом была распахана целина, заложены фруктовые сады, виноградники, плантации клубники. Одновременно началось рыбопромысловое освоение низовьев Дона и прибрежной части Азовского моря, добыча соли из Бердянских соляных озёр.
Не всё в истории складывалось гладко: в 1711 г. после провала Прутского похода по условиям мирного договора Россия была обязана разрушить только что «введенные в эксплуатацию» город и гавань. Русские вернулись в Таганрог окончательно после победы в войне 1768-1774 гг. Вновь город обрёл своё предназначение как 1-й русский порт. Вновь Россия начала осуществлять регулярные экономические связи с зарубежьем южными морскими путями. Наиболее важными экспортными товарами были осетрина, паюсная икра и знаменитая (особенно любимая итальянцами как лучшее сырьё для пасты) таганрогская пшеница сорта «арнаутка». Также экспортировали железо и скобяную продукцию уральских заводов; импортировали сахар-сырец, кофе, табак, вина, масла, цитрусовые, дорогие ткани. Торговля оживляла город ярмарками всероссийского значения, развивала его культурную жизнь. Так, в 1866 г. здесь был открыт великолепный театр, построенный на средства местных предпринимателей (отец А.П. Чехова также не остался в стороне). Здание возводилось при участии итальянского архитектора, внутренняя отделка подражала миланскому «Ла Скала». Представления в театре давали две труппы – итальянская оперная (что было единичным случаем в провинции) и русская драматическая.
В 1869 г. Таганрог получил ж/д сообщение с Центральной Россией, что придало импульс развитию здесь промышленных производств. Открытие заводов вывело город в ряд крупнейших экономических центров юга страны. Некоторые предприятия создавались при участии иностранных специалистов, однако их пребывание здесь после революции стало проблематичным. Но память о России живёт среди потомков западных инженеров, трудившихся на таганрогских заводах. В 2007 г. была издана на голландском языке книга воспоминаний Андре Нева «Льежский промышленник Альберт Нев в Таганроге». Она описывает историю становления металлургического завода (ныне ПАО «Тагмет») и завода русско-бельгийского общества «Альберт Нев, Вильде и К°» (ныне ОАО «ТКЗ «Красный котельщик»).
Индустрия + наука
ТКЗ «Красный котельщик», входящий в состав концерна «Силовые машины», — одно из крупнейших предприятий энергомашиностроительной отрасли России, производимым здесь оборудованием оснащена каждая четвёртая электростанция РФ и СНГ. Предприятие работает и с дальним зарубежьем. В декабре 2014 г. был заключён контракт между вьетнамской компанией Vietnam Oil and Gas Group и международным консорциумом «PM-PTSC» в составе с «Силовыми машинами» — лидером «PM-PTSC», и Petrovietnam Technical Services Corporation (Вьетнам) на строительство тепловой электростанции «Лонг Фу-1» общей мощностью 1200 МВт. В январе 2016 г. «Красный котельщик» приступил к выполнению заказа на оборудование для вьетнамской ТЭС, которое позволит использовать большой диапазон видов топлива с соблюдением жёстких требований к уровню выбросов.
ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» славится разработкой и производством уникального (не имеющего аналогов в мире по ряду летно-технических характеристик) самолёта-амфибии Бе-200. «Летающая лодка» способна взлетать как с земли, так и с водной поверхности; этот многоцелевой самолет главным образом предназначен для охраны поверхностных вод, экологических миссий, тушения пожаров, грузопассажирских перевозок. ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» – постоянный участник международных авиационных выставок; в 2015 г. самолет Бе-200 и его модификации экспонировались на «Paris Air Show» в рамках общей экспозиции Объединенной авиастроительной корпорации и на 12-м Международном авиационно-космическом салоне «МАКС».
Таганрог живёт не только достижениями – город устремлён в будущее, а оно всегда за молодёжью. Ежегодно в Таганроге проводится конкурс молодых инноваторов. В 2015 г. на суд конкурсной комиссии были представлены следующие проекты: в сфере «ИТ и телекоммуникации» — «Фотодетектор для интегральных систем оптической коммуникации», «Программное обеспечение для моделирования компонентов быстродействующих систем оптической коммуникации», «Wi-Fi ворота»; в сферах «Строительство и ЖКХ» и «Транспортный комплекс» — «Сенсор для осуществления мониторинга высоконагружаемых элементов конструкций, основанный на принципе электроимпедансной томографии», «Проектирование многоярусных автоматизированных парковок с интеллектуальным определением свободных парковочных мест в городе Таганроге»; в сфере «Экология и окружающая среда» — «Многочастотные допплеровские системы для зондирования приземного слоя атмосферы»; в сферах «Промышленное производство» и «Энергоэффективность и ресурсосбережение» — «Технологическое обеспечение работоспособности тяжело нагруженных деталей машин»», «Ресурсосберегающая технология вибрационного механо-химико-термического цинкования», «Способ и методика анализа и оптимизации конструкции энергетического котла и программы для обеспечения анализа, вариантного проектирования и оптимизации этой конструкции»; в сфере «Физкультура и спорт» — «Программно-аппаратный комплекс проведения тренировок «Шайба».
История Таганрога заставляет думать о том, что он таит в себе огромный потенциал, который с особой силой реализуется на отдельных этапах. За отрезком ударного развития наступает период равновесия сил, когда город как будто бы набирается духу для мощного рывка вперёд.
подготовила Людмила Калинина

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр