Федоровская Ольга:Сердечное тепло – лучший лекарь
Федоровская Ольга Михайловна
Руководитель структурного подразделения №4 ГБОУ СОШ № 794 (дошкольное отделение №1) Юго-Западного административного округа города Москвы.
Кандидат педагогических наук
Почётный работник общего образования РФ
Лучший руководитель в сфере физической культуры и спорта 2013 года Юго-Западного окружного Управления образования Департамента образования г. Москвы
Депутат Совета депутатов района Ясенево г. Москвы
Член комитета территориальной профсоюзной организации ЮЗАО
Ветеран труда
Награждена дипломом лауреата проекта «Деловая элита России», почётной медалью «За инновации и развитие», медалью «В память 850-летия Москвы, юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России», Почётной грамотой внутригородского муниципального образования Ясенево в г. Москве, «Лучший руководитель в сфере физической культуры и спорта 2013 года», лауреат премии Ж.М. Гаспарян, победитель конкурса профессионального мастерства педагогических кадров Грант Префекта ЮЗАО.
Адрес: г. Москва, Новоясеневский проспект, д. 19, корп. 3.
Ольга Михайловна Федоровская более 38 лет отдала своей любимой работе. А работает она руководителем дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Среди 145 воспитанников немало детишек с очень сложными диагнозами. Но программы по здоровьесбережению, которые разработала и внедрила в свою работу Ольга Михайловна, а так же её неиссякаемый энтузиазм и оптимизм творят настоящие чудеса.
— Ольга Михайловна, с чего начинался Ваш путь в педагогику?
— Наверное, с самого детства. Мои родители – Михаил Васильевич и Лидия Ивановна Ногины вложили в меня очень многое. Прежде всего, научили работать – кропотливо, скрупулёзно, тщательно. Папины слова: «Идеально не получится, но к этому надо стремиться» стали моим жизненным кредо. А педагогика – это такая сфера деятельности, где требуются все твои знания и умения. Ещё в школе я занималась музыкой, танцами, рисованием, писала стихи – всё это оказалось востребованным. Конечно, огромное спасибо тем людям, которые учили в школе и в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина. И свою работу в детском саду я начала именно музыкальным педагогом.
— Что стало следующим шагом?
— Наша молодая семья переехала в только ещё начинавший строиться микрорайон Ясенево. И уже 35 лет моя жизнь связана именно с ним. Однажды на прогулке с маленькой дочерью заинтересовались работой подъёмного крана на стройке около нашего дома, и я сказала: «Смотри, Юленька, это будет твой садик». Кто бы мог подумать, что этот детский сад, открывшийся в 1980 году, станет и моим.
— За годы работы в детском саду Ваш оптимизм, опыт и уверенность в решении непростых задач воспитательно-образовательного процесса и работ по восстановлению здоровья ребятишек, не остались незамеченными, и в 1995 году Вам предложили стать руководителем.
— Да, именно по просьбе педагогического коллектива в Управлении образования было принято решение назначить меня заведующим этого детского сада. Такое доверие дорогого стоит! И если бы не поддержка моих сотрудников на протяжении всех этих лет, то могу сказать честно – многого бы не получилось.
— Что же удалось осуществить?
— Выбрать направление работы и получить статус дошкольного учреждения компенсирующего вида. Провести капитальный ремонт, определив дизайн для каждого уголка нашего сада. Обустроить территорию. Создать все условия для оздоровления ребятишек. У нас есть оздоровительный центр, оснащенный специальным медицинским оборудованием, кабинеты «горного воздуха» и массажа, фитобар, гидромассажная ванна, аэрофитоингаляторий, бассейн, детская сауна, и даже «соляная пещера»! Воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду и оздоровительная работа – это единая система, звенья которой дополняют друг друга. И мы очень гордимся тем, что благодаря именно такому подходу состояние малышей значительно улучшается, причём настолько, что многие диагнозы врачи снимают к поступлению ребят в школу. Недаром наш девиз: «Здоровые дети — надёжное будущее России».
— Внедрить программу «Здоровьесберегающие технологии оздоровления в детском саду» и уже третий год быть стажировочной площадкой для специалистов московских садов по этой тематике. Два раза в месяц из всех районов Москвы к нам приезжают до 30 педагогов, с которыми мы делимся опытом, рассказываем им, как лучше организовать оздоровительный процесс на базе дошкольного учреждения – от общей направленности до мелких штрихов. Просто в нашем деле нет мелочей! Вот буквально вчера мы рассказывали о прекрасном тренажере М.Ф.Агашина, который мы используем на занятиях с детьми уже 5 лет, а многие о нём, увы, слышали впервые.
— Нам удалось заинтересовать и привлечь к нашей работе научных сотрудников, так как без их сопровождения невозможно двигаться вперёд. Огромное спасибо Е.А.Бабенковой, ведущему специалисту Института возрастной физиологии Российской академии образования, научному руководителю моей кандидатской диссертации, а сегодня – большому другу и нашему единомышленнику. В соавторстве с ней были написаны книги «Игры, которые лечат» для детей от 3-х до 5 лет и от 5-ти до 7 лет. Эти книги оказались настолько востребованы, что не так давно были изданы повторно.
— Открыть новые формы дошкольного образования «Лекотека» и «Служба ранней помощи», в которых реализуются коррекционные и образовательные программы для детей, не посещающих дошкольные учреждения по состоянию здоровья. Здесь малыши получают индивидуальное наблюдение и коррекцию психологического и физического здоровья, возможность общения друг с другом.
— Наладить взаимодействие и чуткое взаимопонимание с родителями. Двери моего кабинета для них всегда открыты. Тесное сотрудничество с родителями, их участие во всех делах детского сада, помогают взрослым лучше понимать своих малышей. Традиционным стало проведение Дней открытых дверей, День Семьи и Матери, соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мама, папа, я – дружная семья». Все наши новшества и задумки обязательно проходят «согласование» с нашими родителями. Я уже упоминала о тренажерах Агашина – так вот, когда мы решили их ввести в нашу жизнь, то после того, как воздействие тренажеров на организм оценили педагоги и воспитатели, мы предложили родителям наших воспитанников опробовать действие аппарата на себе, позаниматься самим дома. И получив их положительные отзывы, приобрели партию тренажеров для занятий в детском саду.
— Творческая атмосфера в коллективе важна для Вашей работы?
— Да! У нас сложилась команда единомышленников, жизненным девизом которых являются слова Б. Неменского, замечательного художника и педагога: «Нет большего счастья в жизни, чем любимый труд, когда он – твоя профессия. А любимый – значит творческий». Всех сотрудников отличает чувство ответственности за воспитание детей и понимание того, что родители вручают нам самое дорогое на свете – своего ребёнка. Мы убеждены, что личность может воспитать только личность, поэтому в нашем учреждении работают уникальные специалисты, очень увлечённые люди, которых объединяет любовь и уважение к детям. Любовь, которую ребёнок ощущает в детстве, напрямую сопряжена с уровнем его самооценки. Уверенный в себе и своих возможностях человек – тот, кто чувствует поддержку и любовь со стороны окружающих. Это закон, и его нужно применять по отношению к формирующейся личности с самого рождения. Через год у нашего детского сада юбилей, ему исполнится 35 лет! За эти годы он стал родным домом для детей, родителей и педагогов. Из его стен «в большую жизнь» вышло не одно поколение воспитанников, которые до сих пор с теплотой вспоминают детский сад и считают, что всё лучшее родом из детства.
— Вы – руководитель, управленец, ведёте научную деятельность. У Вас более 40 публикаций, Вы неоднократно выступали на различных конференциях в России и за рубежом. Но при этом Вы ещё и депутат Совета депутатов района Ясенево. Что это для вас?
— Это огромная ответственность. Я люблю свой район, он строился практически у меня на глазах. Я вижу то, что можно улучшить, более того – родители, приводя каждый день в детский сад своих детей, рассказывают об увиденных проблемах. А в статусе депутата у меня гораздо больше полномочий, чтобы помочь эти вопросы решить. И очень важно не только знать проблемы, но и слышать людей, говорить правду. Когда нет разъяснительной работы, то и жители голосуют «против». Я работаю депутатом уже 3-й созыв и должна сказать, что наш район, как и наша столица, изменился, стал краше. Дворы благоустроены, летом радуют глаз цветники. И в этом не только заслуга обслуживающих организаций, у нас много неравнодушных людей, которые любят свой район, свой город. Я очень благодарна своим избирателям, которые не только говорят приятные слова, но и конструктивно критикуют. Ну а как же без критики?
— С какими вопросами к Вам чаще всего обращаются?
— Чаще всего по поводу капитального ремонта домов, подъездов, благоустройства дворов, предоставления льгот, улучшения жилищных условий, работой общественного транспорта и пенсионного обеспечения. Но самый больной вопрос для родителей – это перемены, происходящие в системе образования: объединение школ и слияние их с детскими садами в образовательные комплексы. Наш детский сад как раз входит в такой комплекс, где кроме нас ещё 3 школы и 3 детских сада. Более того – до конца года прибавятся еще две школы и один детский сад… Конечно, пугает неизвестность, но я убеждена, что мы не растеряем то, то уже приобрели, то чему научились и будем развиваться дальше.
— Что даёт Вам силы, укрепляет Ваш дух?
— Семья. Поддержка близких людей. Мне повезло – мой муж – это самый настоящий друг и советчик, для которого моё дело отнюдь не чужое. Я с радостью иду на работу и с радостью возвращаюсь домой. И знаете, когда утром в саду раздается детский смех, а тебя встречают улыбки сотрудников и родителей, то чувствуешь себя по-настоящему счастливой. И тогда нет ничего невозможного!